Пятьдесят оттенков черного

Жанр кинопародии за последние годы уверенно скатился в бездну стараниями таких людей, как например, бездарный дуэт фильмейкеров Фридберг — Зельцер. Короткие скетчи на ютьюбе и коубы гораздо эффективнее и эффектнее высмеивают явления популярной культуры, нежели полуторачасовые комедии, где каждая вторая (в лучшем случае) шутка высосана из пальца. Марлон Уайанс, соавтор франшизы «Очень страшное кино», все же рискнул и вложил творческие усилия в полнометражную пародию на экранизацию романа, о котором стыдно говорить в приличном обществе. Результат: как минимум, это в разы лучше и сексуальнее оригинала.

В «Пятидесяти оттенках черного» Марлон Уайанс выступил одним из двух сценаристов, со-продюсером и исполнителем главной роли — Кристиана Блэка, миллионера и любителя БДСМ, при котором остались ужимки и привычки парня из черного квартала. Вот уже несколько лет, как Марлон работает в кино самостоятельно, не сотрудничая с кем-то из своих не менее известных братьев-комиков. Более того, он единственный, кто остался смешить публику на большом экране: остальные (Шон, Кинен Айвори и Дэймон) ушли кто в стендап, кто на ТВ за кадр. По иронии, именно совместные работы братьев Уайанс были наиболее удачными в их карьерах (скетчком «В ярких красках», первые части «Очень страшного кино» и «Белые цыпочки»). В одиночку же братья выстреливали, в основном, если ограничивались актерскими должностями. Вот и Марлон в «Пятидесяти оттенках черного» остается отличным комедийным актером, но вряд ли то же можно сказать о его остальных ипостасях.

кадр из фильма Пятьдесят оттенков черного

«Пятьдесят оттенков черного» — это не винегрет пародий на различные темы, а стеб над одной книгой/фильмом, с несколькими шутками-перевертышами других кинохитов и поп-культурными отсылками. Вероятно, в таком подходе и кроется главная слабость фильма: оригинальные «50 оттенков серого» настолько убоги, что обсмеивать их — все равно что делать пост о первом снеге. Но Уайанс и его соавтор Рик Альварез (вместе оба сделали две части «Дома с паранормальными явлениями») не сдаются, наступая на зрителя с арсеналом старых и проверенных временем шуток — расистских, сексистских и озабоченных. Как запылившееся на чердаке оружие, они выстреливают через раз. Приснопамятная сцена из «Очень страшного кино», где Уайансу прочищают уши членом, в «Пятидесяти оттенках черного» разветвится на еще дюжину моментов с подобным физиологическим юмором. А ставшая мемом фраза святого отца из «Очень страшного кино 2» станет естественной реакцией на тайную комнату с БДСМ-игрушками.

Иногда, правда, Уайанс и Ко стреляют не вхолостую и даже попадают в цель. Тяжелая юность Кристиана Блэка дает повод удачно спародировать «Одержимость» (чуть ли не лучшая сцена во всем фильме) и «Супер Майка», а за повестку дня отвечают остроты о Netflix (вы поймете, чем чревата подписка на сервис) и республиканцах.

кадр из фильма Пятьдесят оттенков черного

Авторы «Пятидесяти оттенков черного» поражают доскональным знанием первоисточника. Потому ряд шуток будет понятен даже не тем, кто смотрел «50 оттенков серого», но тем, кто читал. Уайанс и Альварез вообще нападают на армию фанатов Э. Л. Джеймс и другого автора, любимого впечатлительными барышнями — Николаса Спаркса, то и дело разъясняя, почему произведения упомянутых — это несусветная глупость. Так, зачитывание вслух «50 оттенков серого» оказывается пыткой хуже, чем методы, применяемые при выбивании информации о бен Ладене. Кому смотреть «Пятьдесят оттенков черного» не просто стОит, но обязательно — так это всем тем людям, в здравом уме и твердой памяти превратившим оригинальный литературный источник в мировой бестселлер. Вот только поможет ли? Кажется, действеннее было бы проиграть с каждым виновным кульминационную сцену пародии, где Кристиану Блэку мстят за всех, исстрадавшихся от истязаний на камеру.