Жанр кинопародии за последние годы уверенно скатился в бездну стараниями таких людей, как например, бездарный дуэт фильмейкеров Фридберг — Зельцер. Короткие скетчи на ютьюбе и коубы гораздо эффективнее и эффектнее высмеивают явления популярной культуры, нежели полуторачасовые комедии, где каждая вторая (в лучшем случае) шутка высосана из пальца. Марлон Уайанс, соавтор франшизы «Очень страшное кино», все же рискнул и вложил творческие усилия в полнометражную пародию на экранизацию романа, о котором стыдно говорить в приличном обществе. Результат: как минимум, это в разы лучше и сексуальнее оригинала.
В «Пятидесяти оттенках черного» Марлон Уайанс выступил одним из двух сценаристов, со-продюсером и исполнителем главной роли — Кристиана Блэка, миллионера и любителя БДСМ, при котором остались ужимки и привычки парня из черного квартала. Вот уже несколько лет, как Марлон работает в кино самостоятельно, не сотрудничая с кем-то из своих не менее известных братьев-комиков. Более того, он единственный, кто остался смешить публику на большом экране: остальные (Шон, Кинен Айвори и Дэймон) ушли кто в стендап, кто на ТВ за кадр. По иронии, именно совместные работы братьев Уайанс были наиболее удачными в их карьерах (скетчком «В ярких красках», первые части «Очень страшного кино» и «Белые цыпочки»). В одиночку же братья выстреливали, в основном, если ограничивались актерскими должностями. Вот и Марлон в «Пятидесяти оттенках черного» остается отличным комедийным актером, но вряд ли то же можно сказать о его остальных ипостасях.
«Пятьдесят оттенков черного» — это не винегрет пародий на различные темы, а стеб над одной книгой/фильмом, с несколькими шутками-перевертышами других кинохитов и поп-культурными отсылками. Вероятно, в таком подходе и кроется главная слабость фильма: оригинальные «50 оттенков серого» настолько убоги, что обсмеивать их — все равно что делать пост о первом снеге. Но Уайанс и его соавтор Рик Альварез (вместе оба сделали две части «Дома с паранормальными явлениями») не сдаются, наступая на зрителя с арсеналом старых и проверенных временем шуток — расистских, сексистских и озабоченных. Как запылившееся на чердаке оружие, они выстреливают через раз. Приснопамятная сцена из «Очень страшного кино», где Уайансу прочищают уши членом, в «Пятидесяти оттенках черного» разветвится на еще дюжину моментов с подобным физиологическим юмором. А ставшая мемом фраза святого отца из «Очень страшного кино 2» станет естественной реакцией на тайную комнату с БДСМ-игрушками.
Иногда, правда, Уайанс и Ко стреляют не вхолостую и даже попадают в цель. Тяжелая юность Кристиана Блэка дает повод удачно спародировать «Одержимость» (чуть ли не лучшая сцена во всем фильме) и «Супер Майка», а за повестку дня отвечают остроты о Netflix (вы поймете, чем чревата подписка на сервис) и республиканцах.
Авторы «Пятидесяти оттенков черного» поражают доскональным знанием первоисточника. Потому ряд шуток будет понятен даже не тем, кто смотрел «50 оттенков серого», но тем, кто читал. Уайанс и Альварез вообще нападают на армию фанатов Э. Л. Джеймс и другого автора, любимого впечатлительными барышнями — Николаса Спаркса, то и дело разъясняя, почему произведения упомянутых — это несусветная глупость. Так, зачитывание вслух «50 оттенков серого» оказывается пыткой хуже, чем методы, применяемые при выбивании информации о бен Ладене. Кому смотреть «Пятьдесят оттенков черного» не просто стОит, но обязательно — так это всем тем людям, в здравом уме и твердой памяти превратившим оригинальный литературный источник в мировой бестселлер. Вот только поможет ли? Кажется, действеннее было бы проиграть с каждым виновным кульминационную сцену пародии, где Кристиану Блэку мстят за всех, исстрадавшихся от истязаний на камеру.