Сегодня, когда Манхэттенский фестиваль короткометражного кино проходит в более чем 200 городах на 6 континентах, сложно поверить, что ещё не так давно он был практически андерграундным мероприятием.
Впервые фест был проведён в 1998 году. Тогда вошедшие в программу фильмы смонтировали на кузове грузовика на Маллбери-стрит в Нью-Йорке.
В этом году фильмы Манхэттенского фестиваля отличаются большей развлекательностью и комедийностью. Если в прошлые годы часть программы стабильно составляли напряжённые драмы, то на этот раз их заменили мюзикл и комедии. Таким образом популярность фестиваля хоть и заметно выросла, однако его арт-хаусный дух поубавился.
Открывает подборку шведский фильм «Случай возле банка», показывающий один интересный эпизод из жизни двух парней, ставших свидетелями ограбления банка. Несмотря на то, что эта лента кажется аматорской, она однако сделана очень профессионально. Чего стоит хотя бы то, что снята она одним эпизодом, заставив своих создателей много раз репетировать каждое движение с огромной массовкой числом почти в сто человек. Лента показывает, как обычный случай из жизни может стать полнейшим абсурдом.
В каждой шутке есть только доля шутки, точно также как и в детской ошибке есть лишь доля ошибки как таковой. Сюжет короткометражки «Членопед» рассказывает о том, как незамысловатая грамматическая ошибка мальчика перевернула жизнь его родителей. Увидев, что их семилетнему сынишке угрожает опыт нетрадиционной ориентации, родители решают узнать о подобных случаях в жизни друг друга, нисколько не ожидая, к чему это может в результате привести.
Такова же по настроению и шотладская комедия «Я люблю Люси». Неблагополучный район какого-то северного городка, в котором происходит действие, наполнен самыми нелицеприятными людьми. Однако обилие наркоманов и алкоголиков на гряз промышленных улочках — лишь дополнительный повод для шуток. В заявке на госфинансирование своей картины режиссёр процитировал Франсуа Трюффо: «Когда юмор заменяет грусть, это успешно. Когда что-то одновременно грустно и смешно, это прекрасно».
Канву юмора продолжила канадская короткометражка «Легенда города Бивер-Дэм», в которой гротескно обыгрывается туристическая песенка-страшилка, рассказуемая ночью у костра. Специально доведённый до абсурда образ каждого из персонажей превращает всё происходящее в фарс. Так что даже юмор, густо льющийся с экрана смешён не сам по себе, а прежде всего своей наигранностью и наивностью.
Швейцарский фильм «Мак» трогательно показывает переживания четырнадцатилетней мамы, которая вынуждена отдать своего ребёнка в специальный пункт для приёма нежеланных детей. Несмотря на острый социальный контекст, на который при том наслаивается и экономическое неблагополучие главной героини, сюжет сосредотачивается вокруг настроения самой девушки, которая проводит последние минуты со своим ребёнком. Это первая работа молодого режиссёра Джеральдин Зоссо, на сегодняшний стиль которой, как она сама отмечает, повлияли «Аквариум» Андреа Арнольд, «Дитя» и «Сын» братьев Дарденн и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунгиу.
Единственной лентой, рассчитанной специально на любителей авторского кино среди финалистов Манхэттенского фестиваля короткометражного кино можно считать венгерскую ленту «Лес». Эта картина участвовала в конкурсе Берлинале. Загадочный сюжет заставляет зрителя самостоятельно додумывать, как будут развиваться события далее. Мастерская операторская работа буквально с первых кадров погружает зрителя в мистическую атмосферу леса. Лес часто становится символом таинственности и страха, напряжение которых и составляют атмосферу фильма.
Лента «Подбросишь, док?» примечательна уже хотя бы потому, что снята в Перу, стране, кино которой по меньшей мере просто неизвестно в Украине. Так что у всех киноманов была возможность приоткрыть для себя колоритный латиноамериканский кинематограф. Несмотря на достаточно традиционный сюжет, в нём очень профессионально расставлены события — от описательного вступления до кульминации и развязки. При этом каждая мелочь в ленте оправдана, соответствуя завету Антона Чехова, что «если в начале пьесы на сцене появляется ружьё, то к концу спектакля оно должно выстрелить». Доктор, подрабатывающий таксистом, оказывается в очень непростой для себя ситуации.
Очень симпатичная картина «Давид и Голиаф», автор которой, однако слишком упростил потенциально очень интересный сюжет. Лента рассказывает о реальной истории, когда собака спасла жизнь человеку во время II мировой войны. Правда история, рассказанная в ленте, сводится к обыгрыванию одной по сути сцены — когда собака принимает к себе в будку главного героя. В целом же фильм спонтанно начинается и на полуслове оканчивается. Как отметил сам автор фильма, лента снималась во время финансового кризиса, так что ограниченность в средствах и возможностях стала причиной как бы «недописанного» сценария.
Заканчивается подборка египетской документалкой «Пятница возмездия», присутствие которой в числе финалистов фестиваля объясняется лишь политкорректностью его организаторов. Художественная же ценность этой работы оставляет желать лучшего. Лента показывает кульминационные события во время революции в Египте в 2011 году.
Вместе с упомянутым фильмом, аутсайдером этой десятки можно по праву считать американскую короткометражку «СекSMS», сюжет которой предсказуем, а юмор по меньшей мере малопонятен за пределами США. Наверное, этот фильм отобрали в десятку финалистов лишь потому что он демонстрирует уникальный пример того, как даже короткометражный десятиминутный фильм может быть затянутым…
Показы проходят в 11 городах Украины. Организаторам фестиваля пришлось отобрать десять лучших работ среди 598 заявок. Победителей интернационального народного голосования и призеров Манхэттенского фестиваля объявят 2 октября в Нью-Йорке.