В украинский прокат выходит фильм «Кровью и потом» — странная история о качках с Дуэйном Джонсоном и Марком Уолбергом в главных ролях. Ее режиссер Майкл Бэй сделал себе имя на блокабстерах вроде «Армагеддона» и «Трансформеров». «Кровью и потом», выход которого уже вызывает у всех недоумение, стал для самого Бэя возможностью передохнуть. Причем таких неожиданных фильмов в кино всегда хватало. И не только у больших режиссеров, но и у создателей маленьких авторских фильмов, которые в какой-то момент брались за заказные проекты. По просьбе oKino.ua кинокритик МАКСИМ ЧЕРНЫХ вспомнил 13 фильмов, которые выбиваются из фильмографий своих создателей и которые никто от них не ожидал.
Реж. Роланд Эммерих, 2011
Гигантский звероящер сокрушает небоскребы на Манхэттене. Инопланетяне взрывают Вашингтон, Нью-Йорк, другие города-миллионники. В результате глобального потепления Северное полушарие Земли скрывается под многометровой коркой льда... Передвинув в «2012» континенты и устроив всемирный потоп, Роланд Эммерих, похоже, забрел в тупик в деле уничтожения человеческой цивилизации. Выбраться из него ему неожиданно помог Уильям «Быть или не быть» Шекспир. Вернее, не сам он, а «шекспировский вопрос», обсуждающий проблему авторства текстов, якобы сочиненных всемирно известным ныне уроженцем Стратфорда-на-Эйвоне. Впрочем, почтенной публике вряд ли есть дело до того, кто на самом деле написал «Ромео и Джульетту». Создатели «Анонима» хорошо это понимали и потому прятали литературоведение в хитросплетениях дворцовых интриг за красивыми костюмами и детальными компьютерными панорамами старого Лондона ХVI века. Несомненно одно — в обществе Барда немец Эммерих пошел на поправку. Совсем скоро он выпускает триллер о нападении террористов на президента США, а затем приступает к съемкам сиквела «Дня независимости».
Реж. Дэвид Кроненберг, 1979
Помоги материально национальному кинопроизводству — и заплатишь меньше налогов. Во второй половине
Реж. Сэм Мендес, 2009
В фильмографии каждого режиссера должно найтись «маленькое» кино. У Сэма Мендеса, когда-то мощно дебютировавшего «Красотой по-американски» (пять премий «Оскар», в том числе за «лучшую режиссуру» и «лучший фильм»), такой фильм — «В пути». Мендес — человек серьезный и старательный, он красиво снимает «о важном»: о крушении иллюзий, о поисках себя, о смысле жизни. «В пути» движется в том же направлении. Его герои, пара, у которой скоро родится первенец, путешествуют по стране в поисках идеального места для обустройства семейного гнезда, где потом не было бы мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Но на этот раз постижение мира происходит в формате скромной и расслабленной трагикомедии, словно собранной на коленке молодым инди-режиссером. Забавно, что после такого приступа воздержания Мендеса понесло в противоположную сторону — к
Реж. Мишель Гондри, 2011
Для большого кинопроизводства стало нормой в поисках «свежей крови» доверять дорогие постановки режиссерам независимого или артхаусного кино и прочим странным типам. Удешевление компьютерной графики уменьшает финансовые риски, но большим боссам все равно приходится мириться с тем, что на несколько «властелинов колец» нет-нет да и приключится «зеленый шершень». Зато французскому рукодельнику Мишелю Гондри можно позавидовать: случайно доставшийся ему многомиллионный бюджет потрачен самым приятным образом. «Зеленый Шершень» — кинокомикс с положенными по смете супергероями, суперзлодеями, чудесами техники и пиротехники. Но Гондри и его герои притворяются, что не знают, будто комиксы сегодня это почти что новый Лев Толстой, и с чистым сердцем видят в них только книжки с яркими картинками. В таком случае правильно будет спасать мир под рэп-композицию Gangsta’s Paradise, а лучшим средством для борьбы с преступностью выбирать ножку от стола или сброшенный с неба бульдозер.
Реж. Серджио Леоне, 1961
Порой и дебютный фильм можно записать в категорию «не ждали», если смотреть на него в обратной перспективе, зная о большом и славном пути, пройденном режиссером. Итальянца Серджио Леоне обожают и без колебаний относят к крупнейшим мастерам европейского и мирового кино за гангстерскую сагу «Однажды в Америке» и спагетти-вестерны «долларовой трилогии». Но первым фильмом, в титрах которого Леоне заявлен как режиссер-постановщик, был пеплум «Колосс Родосский». На Родосе неспокойно — правитель острова в тайном сговоре с финикийцами вот-вот вонзит нож в спину грекам. Окружение правителя замышляет дворцовый переворот, бунтовщики из народа подрывают основы государственности. С высоты своего чудовищного роста за происходящим на острове наблюдает безмолвная статуя, готовая вылить на головы непокорных кипящее масло. До выхода первой серии «долларовой трилогии» «За пригоршню долларов» оставалось три года, но в «Колоссе...» уже угадывается желание Леоне снимать эпик, а поединок на мечах на плече бронзового гиганта хорош сам по себе. Впрочем, Леоне любил рассказывать, что взялся за «Колосса Родосского» только ради гонорара, который собирался потратить на медовый месяц в Испании.
Реж. Альфред Хичкок, 1941
Альфреда Хичкока не упрекнешь в отсутствии чувства юмора, но чтобы сосчитать снятые им комедии, пальцев одной руки хватит с большим запасом. «Мистер и миссис Смит» — и вовсе единственный в фильмографии Хичкока пример screwball comedy, эксцентрической комедии — невероятно популярного в американском кино
Реж. Уэс Крэйвен, 1999
Тяжело переживая развод, скрипачка Роберта Гаспари медленно, но верно утешается работой учителем музыки в одной из школ Восточного Гарлема. Много сил и терпения придется ей потратить, чтобы превратить своих неуспевающих учеников в достойных членов общества, способных выступить в самом Карнеги-холле, главном филармоническом зале Америки. Основано на реальных событиях...Нет, это не шутка, режиссер «Музыки сердца» действительно тот самый Уэс Крэйвен, автор садистских триллеров «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза» и постмодернистской хоррор-франшизы «Крик». Говорят, что именно в обмен на разрешение продюсеров дать зеленый свет очередному сиквелу «Крика» режиссеру пришлось взяться за эту жизнеутверждающую историю о силе воли, достоинстве, социальных проблемах и хороших людях. Американская киноакадемия вознаградила этот труд двумя оскаровскими номинациями. В то же время нашлись и циники, которые сочли жертву Крэйвена напрасной.
Реж. Дэвид Линч, 1999
Про Дэвида Линча большинству известно одно — у него странные и непонятные фильмы. Поэтому «Простая история» (или «История Стрэйта», что тоже верно) привела в замешательство как зрителей, так и критиков. По легенде, кто-то особенно бесхитростный так прямо и воскликнул, мол, надо же, оказывается, есть два разных режиссера с одинаковым именем Дэвид Линч. «Простая история» и впрямь удивительно проста, даром что в ее основе реальный случай. Чтобы навестить тяжело заболевшего брата,
Реж. Гас Ван Сент, 1998
Если в названии «Психо» слышится что-то знакомое, это не удивительно. Гас Ван Сент действительно переснял хрестоматийный триллер Хичкока, переснял чуть ли не покадрово и сохранил почти все диалоги, добавив или расширив считанные эпизоды. Зачем было так поступать с историей героини Мэрион Крейн, которая сбежала с толстой пачкой денег, по дороге надумала было вернуть украденное, да не успела, потому что ее зарезал психопат Норман Бейтс за час до конца фильма? Затем, что это красиво, возможно, ответил бы Ван Сент. Черно-белый оригинал был переснят им в цвете (натуральный шок для первых зрителей ремейка) и сделан намеренно ярким — Мэрион Крейн’ 98 носит розовое и оранжевое, и даже у Нормана Бейтса зонтик морковного оттенка. Новый «Психо» еще и ставит эксперимент над зрителем. Увидеть этот фильм как самостоятельное произведение смогут только те, кто не смотрел исходник
Реж. Такеши Китано, 1994
В переводе с японского фильм Такеши Китано называется «Неужели все занимаются этим?». Под «этим» имеется в виду секс. С сексом у
Реж. Гай Ричи, 2002
По понятным причинам злые языки обзывают Гая Ричи образца
Реж. Стивен Спилберг, 1985
«Челюсти», «Инопланетянин», две серии «Индианы Джонса» — к середине
Реж. Вуди Аллен, 1983
Для своего дебюта «Что случилось, тигровая лилия?» Вуди Аллен перемонтировал и полностью переозвучил японский шпионский триллер «Kokusai himitsu keisatsu: Kayaku no taru». «Зелиг» более изящно экспериментирует с формой. Это филигранная стилизация под документальное кино, в котором в фрагментах хроники 1920-30-х годов Вуди Аллен оказывается в одном кадре с известными гангстерами, популярными джазменами, даже с Адольфом Гитлером (такой же прием Роберт Земекис применил в «Форресте Гампе»). Почему так? Потому что Леонард Зелиг (Аллен) — это чудо ХХ века, человек-хамелеон, способный для кого угодно стать «своим» — рядом с толстяками он толстеет, в компании негров меняет цвет кожи, после общения с психоаналитиком готов открывать частную практику. «Зелиг» передает горячий привет конформистам, желающим быть «как все», и просто тем, кто непременно хочет походить на другого, потому что не представляет, как можно быть самим собой. Вуди Аллен относит «Зелиг» к числу своих избранных картин (в 2010 году он насчитал их шесть) — и правильно делает.
А вот Гай Ричи лучше бы не выбивался из своих канонов. Все равно чушь сделал.
А вот Стивен Спилберг по-моему очень разношерстный режиссер. Поэтому в его фильмографии много фильмов можно найти. Впрочем на тот момент фильм действительно скорее всего воспринимался непривычно для него.
Уэс Крэйвен снял драму да еще и с Мэрил Стрип в главной роли? Обязательно посмотрю. Даже не знала о существовании некоторых фильмов. Так что автору спасибо.
Хороший материал, спасибо!
"Аноним" - пожалуй, лучшее, что снял Эммерих за свою жизнь.
Не могу не согласиться.