Завершившийся накануне Каннский кинофестиваль запомнится непривычно дождливой погодой, смелыми, но предсказуемыми решениями жюри и гей-тематикой как одним из основных мотивов киносмотра. oKino.ua подводит итоги Канн, рассказывая о ценностях, оправдавшихся ожиданиях, громких провалах, успешных сделках и подставных знаменитостях.

Абделатиф Кешиш

Триумф

В последние три дня фестиваля кинообщественность буквально свихнулась на фильме «Синий — самый теплый цвет» — трехчасовой откровенной драме о паре лесбиянок. Казалось бы, именно критики надавили на жюри во главе с режиссером-консерватором Стивеном Спилбергом. Но после вручения тот божился, что никаких отзывов не слышал вообще, а лента впечатлила его прежде всего как прекрасная и глубокая история любви. «Золотая пальмовая ветвь» для фильма «Синий — самый теплый цвет» стала одновременно неожиданностью и закономерностью. Это первая гомосексуальная драма, удостоенная наивысшей награды Канн, и пока единственный случай, когда «Золотую ветвь», вручаемую за лучший фильм, разделили между режиссером и его актрисами (Леа Сейду и Адель Экзаркопулос). Кроме того, второй год подряд главной награды удостаивается франкоязычная картина, снятая режиссером нефранцузского происхождения. На прошлом киносмотре австриец Ханеке победил с «Любовью»; сейчас же лавры достались уроженцу Туниса Абделатифу Кешишу.

inside-llewyn-davis

Семейные ценности и молодость

Этими двумя ключевыми темами были пронизаны основные программы Канн. Фестивальные отборщики подготовили и вынесли на конкурс ряд фильмов о семье — на тему, которая давно греет сердце главе жюри Стивену Спилбергу. Проникновенная драма о расставании супругов в «Прошлом», примирение сына с отцом в «Небраске», история о перепутанных в роддоме детях из «Каков отец, таков и сын». Последний фильм, снятый японцем Хирокадзу Корээда, казался наиболее вероятным кандидатом на завоевание сердец Спилберга и его команды. Отчасти так и случилось: лента удостоилась специального приза жюри. Победила на фестивале как раз другая тема — молодость. Юным девам посвящен фильм-обладатель «Золотой пальмовой ветви». А Гран-при получила картина «Внутри Льюина Дэвиса» о прозябающем в безызвестности молодом музыканте.

фильм «Синий – самый теплый цвет»

Секс-меньшинства и насилие

В последний раз однополую мужскую любовь демонстрировали в основном конкурсе Канн еще в 2009 («Весенняя лихорадка»), однополую женскую — в прошлом году («За холмами»). На фестивале-2013 гомосексуализм торжествовал чуть ли не во всех программах. В основном конкурсе соперничали сразу два фильма на эту тему: «За канделябрами» о геях и «Синий — самый теплый цвет» о лесбиянках. В программе «Особый взгляд» представили картину «Незнакомец на озере», получившую спецнаграду «Гомосексуальная пальмовая ветвь», и еще две ленты с ЛГБТ-мотивами были в «Двухнедельнике режиссеров». Даже в сборнике в честь столетия Болливуда — «Кино Бомбея» — оказалась квир-новелла. При этом насилие в Каннах оказалось не в почете. Один из фаворитов смотра — китайский фильм «Прикосновение греха» — получил только награду за сценарий; мексиканский «Эли» вырвал приз за режиссуру, несмотря на сцены пыток. А освистанный кровавый «Только Бог простит» — и вовсе остался без призов.

фильм «Прошлое»

Букмекеры

Любители азартных игр почти угадали победителей фестиваля. Ирландские букмекеры PaddyPower принимали ставки до конца предпоследнего дня фестиваля. Больше всего шансов получить «Золотую пальмовую ветвь» было у драмы о разводе «Прошлое» — 40%. Ей на 4% уступал будущий лауреат «Синий — самый теплый цвет». Третьим фаворитом считался «Иммигрант», но этот фильм вообще остался без наград. Большинство ставивших на лучших актеров потратили деньги зря. Наибольший коэффициент на победу был у Оскара Айзека («Внутри Льюина Дэвиса») и Адель Экзаркопулос («Синий — самый теплый цвет»). Тогда как отхватившему награду Брюсу Дерну давали лишь 9% вероятности. По мнению букмекеров, минимальными были шансы на победу у фильмов «Соломенный щит», «Замок в Италии» и, как ни странно, у получившей позитивные отзывы картины «Венера в мехах» Романа Полански.

Фильм «Эли»

Неожиданный успех

Приз за лучшую режиссуру мексиканцу Амату Эскаланте за фильм «Эли» стал сюрпризом, как и актерская награда для Брюса Дерна, сыгравшего в ленте «Небраска» старика, одержимого идеей забрать свой выигрыш. «Эли» получил один из самых низких рейтингов. А 34-летний Эскаланте, принимая грамоту, и сам признался, что не ожидал подобного. В его фильме сочетаются почти все ключевые фестивальные темы: семья, молодость, насилие — с традиционным преобладанием последнего. Из-за сцены с поджогом пениса парочка зрителей покинула зал, остальные же предпочли до конца мероприятия особо не обсуждать фильм «Эли». Теперь же критикам придется вспомнить эту ленту, где речь на самом деле идет о 12-летней девчонке, которая, прихватив пакеты с кокаином, сбегает со своим женихом-кадетом, навлекая тем самым гнев наркомафии на себя и всю свою семью.

Фильм «Только Бог простит»

Громкий провал

Некоторые маститые режиссеры привезли на набережную Круазетт далеко не лучшие свои работы. Лурман с фильмом открытия «Великий Гэтсби» лишний раз нарвался на порцию критики, пусть на успехи картины в прокате это и не повлияло. Провалился и Николас Виндинг Рёфн с лентой «Только Бог простит», интерес к которой подогревался то постером с побитым Гослингом, то видеоотрывком, в котором героиня Кристин Скотт Томас рассуждает о гениталиях своих сыновей. Для каннской публики все это оказалось чересчур: фильм освистали на премьере, а один американец, выходя из зала, громко воскликнул: «Ну и дерьмо!». На орехи досталось также «Соломенному щиту» Такаси Миикэ, «Джимми Пикарду» Арно Деплешена и «Иммигранту» Джеймса Грэя. Последняя картина о полячке в Нью-Йорке столетней давности польские журналисты раскритиковали за коверканье языка (даром что Марион Котийяр вроде как долго занималась с репетитором) и стереотипы о набожности их нации.

Les rencontres d'après minuit

Маргиналы

Как обычно, меньше всего внимания на фестивале достается победителям параллельных каннских программ: «Особому взгляду», «Двухнедельнику режиссеров» и «Неделе критики». В первом из перечисленных конкурсов лучшими стали азиатские картины. Это первый самостоятельно спродюсированный Палестиной фильм «Омар» о молодом пекаре, который, рискуя жизнью, преодолевает пограничную стену, чтобы увидеться с любимой. И первый камбоджийский лауреат Канн «Изображение отсутствует» — история семьи режиссера, замученной в годы террора красных кхмеров. Жюри «Двухнедельника режиссеров» отметило кинодебюты «Гийом и мальчики. Таблица» Гийома Гальенна и «Встречи после полуночи» Яна Гонзалеза — обоих новичков назвали наследниками Альмодовара за комичность, интерес к сексу и гомосексуальности. Лучшим фильмом «Недели критики» стал снятый приемом субъективной камеры «Сальво» о любви, чуде и сицилийской мафии.

Киано Ривз

Бестселлеры

Пока журналисты толпились на пресс-показах, кинорынок Каннского кинофестиваля жил своей жизнью. В этот раз среди предлагаемых проектов коммерчески привлекательных фильмов оказалось меньше, чем в прошлые годы. Поэтому дистрибуторы обошлись тем, что было. Так, хитами продаж на кинорынке стали два фильма с Киану Ривзом. Первый — сай-фай мелодрама «Пассажиры» о мужчине и женщине, единственных выживших после крушения туристического космического корабля. Партнершей Киану в ленте стала Риз Уизерспун. Второй — экшен «Джон Уик», в котором Ривз играет некоего киллера-мстителя. Хорошо пошли продажи у многострадального кинопроекта с Натали Портман «Джейн берет ружье», триллера Тарсема Синха Selfless и байопика «Большие глаза» от Тима Бёртона.

Psy

Скандалы

66-й фестиваль оказался, на удивление, неконфликтным. Его гости вели себя скромно и тихо, и если бы не несколько инцидентов, не связанных с кино, Канны-2013 прошли бы совсем скучно. Так, за время киносмотра дважды похищали драгоценности из фестивальной гостиницы, а презентация фильма с Киану Ривзом «Мастер тай-цзи» чуть было не сорвалась из-за украденного багажа одного из китайских продюсеров. Вдобавок какой-то чудак притащил заряженный холостыми пистолет на уличные съемки телепрограммы с Кристофом Вальцем. Актер настолько был впечатлен произошедшим, что многие папарацци заподозрили его в отлынивании от своих обязанностей как члена жюри: уж подозрительно часто актер мелькал на вечеринках. Фестивальными гуляниями наслаждался и самозванец, выдающий себя за корейского певца Psy. Воспользовавшись своим сходством с поп-исполнителем, мужчина беспрепятственно пробирался на светские мероприятия и даже сфотографировался с ничего не подозревающими Эдрианом Броуди и Наоми Харрис.

Николас Виндинг Рёфн

Цитата фестиваля

«Я снимаю фильмы, как порнограф: выбираю то, что меня заводит. Некоторые вещи возбуждают меня больше, и я просто не могу этому противиться». Такими словами режиссер Николас Виндинг Рёфн отбивался от нападок журналистов на пресс-конференции фильма «Только Бог простит». Автор еще много говорил о связи искусства и насилия и о том, что сам он человек мирный, просто его необъяснимым образом притягивает изображение жестокости. Выступая перед прессой, Рёфн еще и безуспешно провоцировал актрису-аристократку Кристин Скотт Томас, уговаривая ту выругаться, как и ее персонаж. Та наотрез отказалась, а о самой ленте высказалась, что сценарий ей поначалу показался интересным, но чем дальше шли съемки, тем фильм становился все несноснее.