Лучшие фильмы 2015 года

Юлия Кузнецова. 27 декабря, 2015 12 27

Представляем главный топ фильмов от oKino.ua за последние двенадцать месяцев. Из года в год, кажется, что кино все меньше способно удивлять, не то чтобы вызывать эмоции. И каждый фильм, которому удается хотя бы что-то одно из упомянутого, становится событием. Выбрать десятку лучших на этот раз было нелегко: скажем честно, что только насчет первого места у нас не было никаких сомнений, остальные же картины в списке можно переставлять по позициям как угодно. Только шесть из десяти лент были показаны в Украине на большом экране, причем лишь четыре из них были выпущены в прокат — к несчастью, отечественная кинодистрибуция все еще не позволяет смотреть все лучшее мировое кино, просто купив билет в кинотеатр.

Примечание: при формировании списка фильмами 2015 года мы считали те, которые были легально показаны в Украине в уходящем году, и те, которые вышли за рубежом в 2015 году, но на момент написания этого материала не запланированы в прокате у нас. Фильмы вроде «Омерзительной восьмерки» и «Выжившего» («Легенды Хью Гласса») не брались в расчет, так как их официальная премьера в Украине состоится уже в 2016 году. В топ также не вошли картины, о которых мы писали в прошлогоднем рейтинге и которые позже все же вышли у нас на больших экранах.

Снятый в Грузии австралийский фильм с англоговорящим Венсаном Касселем и персонажами, названными русскими именами. Такой «фьюжн» оказался чересчур для многих кинокритиков: «Партизан» получил смешанные отзывы, удостоившись в «Санденсе» награды лишь за операторскую работу. Сочетание несочетаемого, на самом деле, — и есть ключ к просмотру фильма, где абсолютно не важны ни место, ни время действия, потому как здесь в обобщенных образах разложена на молекулы любая авторитарная система. Где-то на окраине асфальтовых джунглей Григорий (Кассель) успешно содержит большую коммуну из женщин и детей, для которых он выполняет роли отца, учителя, правителя и Бога, пока один из воспитанников не ставит под сомнение авторитет патриарха. Как режиссерский дебют, «Партизан» силен, но не лишен шероховатостей. Также его справедливо упрекать в искусственности созданного на экране мира. Даже стилизованные под 80-е караоке-клипы были записаны специально для фильма известными электронными артистами, взявшими себе псевдонимы (все клипы есть на ютьюб-канале вымышленного лейбла Partysan Records), — и они по праву должны быть в списках лучших саундтреков года.

Англоязычный дебют греческого режиссера Йоргоса Лантимоса — то, что называется «и нашим, и вашим». Идеален для фестивальной публики и понятен для зрителя, как математика в начальных классах. Но сними Лантимос то же кино на греческом и с никому не известными актерами — мимо. Здесь же интернациональный актерский состав (звезды Колин Фаррелл, Рейчел Вайс, Леа Сейду и др.) оправдывает и иронично-гротескную манеру картины. Снятого подобным образом кино — валом, но «Лобстер» выигрывает за счет идеи. Лантимос комплексно подходит к проблеме любви и одиночества в общественном разрезе, пользуясь при этом самыми банальными метафорами. И, кажется, об этой теме чем проще сказано — тем лучше.

Последний на сегодня фильм Джафара Панахи — иранского режиссера-диссидента, которому по суду запрещено в течение двадцати лет снимать кино. Но запрет не может стать преградой для таланта и искусства — этому и посвящена картина «Такси». Панахи садится в автомобиль, ездит по Тегерану, подбирая попутчиков — незнакомцев и близких людей, через которых зритель узнает немного больше о том, что происходит в стране, мире и душе режиссера-водителя. «Такси» — кино политематичное: здесь и посвящение фильму «Десять» другого иранца, Аббаса Киаростами, и путешествие по фильмографии самого Панахи, и социально-политический комментарий. В то же время богатство идей облечено в очень простую форму. «Такси» оказывается легким и приятным кино, от которого можно получить удовольствие, даже не вникая во весь контекст его создания. Эта открытость для самого разного зрителя при высоком художественном уровне уже заслуживает упоминания ленты в списке лучших за год.

«Оскар» за лучший фильм года не помог фильму попасть в украинский прокат — его официальная премьера на большом экране состоялась лишь летом на кинофестивале в Одессе. Логику прокатчиков понять можно: «Бердмен» — это кино на узкую тему, рефлексия на актерское ремесло в его современных проявлениях, перед которой, естественно, не смогло устоять профессиональное сообщество киноакадемиков. В этом фильме Голливуд смотрит на самое себя на все 360 градусов, следуя за камерой Эммануэля Любецки. Многословный и технически сложно поставленный, «Бердмен» — это образец того, что называется high class голливудской драматургией и режиссурой, где все продумано и на своем месте. Ему не хватает душевности, которая была, например, у фильма «Весь этот джаз», но повестка дня раскрыта: Иньярриту и Ко наступают на больной мозоль индустрии развлечений, проезжаясь как по супергеройскому тренду, так и по нью-йоркским снобам, отвечающим в Америке за высокое искусство.

Если бы был топ самых пессимистических фильмов года, то первое место в нем безоговорочно заняла бы эта картина. Ее можно назвать вырезанным близнецом-паразитом «Бердмена»: здесь тоже рассказывается об артисте на грани срыва, только его жизненные обстоятельства гораздо хуже. Безымянный главный герой — стендап-комик с самым гадким в мире образом, шутит сложно и не смешно, вызывает раздражение публики и сам раздражается на ее глупость. На пару с молодым мимом он колесит с туром по Калифорнии — но выступает не на утопающих в софитах сценах, какие мы привыкли видеть в кино, а в различных клоаках, даже дает успешное представление в тюрьме. У главного героя есть и личная драма, но сочувствия он вызывает мало. Зато благодаря ему мы можем взглянуть на изнанку энтертейнмента (в оригинале фильм называется как раз «Entertainment») — на тех, кто даже не плетется в конце большого американского Успеха, а никак не может за него ухватиться. Благодатная калифорнийская земля сочится черным золотом, но брызги его для большинства чреваты лишь грязными пятнами на одежде.

Обладатель приза зрительских симпатий — главного на кинофестивале в Торонто, этот фильм уже получил три номинации на «Золотой глобус» и практически гарантировал себе место в гонке за золотые статуэтки. Но промокампании у «Комнаты» практически нет, в отличие от других нашумевших претендентов на «Оскар» вроде фильма «Кэрол». И в нашем прокате мы вряд ли ее увидим, несмотря на то что предыдущая работа ее автора Леонарда Абрахамсона, минорная драма об андеграундных музыкантах «Фрэнк», все же добралась до наших больших экранов. А жаль, ведь «Комната» заслуживает внимания. Это история о киднеппинге, рассказанная со стороны жертвы, а именно — пятилетнего мальчика, которого похищенная мать родила в заточении. От подобных историй эту отличает чуткое внимание автора к чувствам своих персонажей и тому, что происходит после долгожданного освобождения. Обычно в таких случаях мы видим счастливые объятия и титр The End, в «Комнате» же так начинается новая история, в которой не меньше трудностей, чем в побеге из многолетнего плена. «Комната» — это психологически тонкая киноработа, которая растрогает, обходясь без смакования жестокости и эмоционального порно.

«Оскаровский» неудачник: пять номинаций и ни одной награды. Ставим на то, что годы спустя «провал» «Охотника на лис» будут упоминать как очередной просчет киноакадемиков. В этой картине режиссер Беннетт Миллер явственно предстает большим американским автором, создавая в кадре контекст, который оказывается богаче даже такой незаурядной истории, какая рассказана в «Охотнике на лис». Эксцентричный миллионер, убивший чемпиона по борьбе — звучит как логлайн обычного криминального фильма, в ленте Миллера же этот конфликт уходит корнями в американскую ментальность, связанную с мачизмом и стремлением к превосходству. Режиссер бередит старые раны родной нации, будь то классовое неравенство или культ силы. «Охотник на лис» наверняка не самое приятное для американцев кино, не потому ли его и предпочли проигнорировать в наградной сезон.

3. Buzzard

«Buzzard» (переводят как «Полудурок» и «Стервятник») — самая хулиганская независимая комедия года. Забудьте о невротиках-интеллектуалах, на которых зиждется американское инди. И о дерганных инфантильных девушках Ноа Баумбаха. Вместо всех этих бурчащих под нос мямлей — крик. Кричит он, подлинный герой нашего времени — главный персонаж фильма «Buzzard», злой молодой клерк Марти. Всеми способами он обжуливает опостылевшую фирму, а его единственная амбиция — сделать перчатку с лезвиями, как у Фредди Крюгера. Ему не нужны социальные контакты (разве что для очередного одурачивания), хотя с ними-то у него проблем нет. Мировоззрением Марти похож на героев вирусного видео о «пацанах, которые шли к успеху, но не фортануло». Марти, правда, в итоге все же фортануло — как и сыгравшему его Джошуа Берджу, который после «Buzzard» получил роль в «Выжившем» с ДиКаприо.

Это, пожалуй, самый зрительский фильм Кристиана Петцольда, лидера такого разношерстного направления в кино как «берлинская школа». Не в последнюю очередь благодаря мелодраматической составляющей: пережившая Холокост Нелли возвращается в разрушенный послевоенный Берлин, чтобы отыскать своего мужа, считающего ее погибшей. Но «Феникс» интересен другим. С одной стороны, в контексте немецкой истории это важное обращение к травматическому прошлому страны. Никто не хочет слушать о пережитой Нелли трагедии, предпочитая ее забыть, а заодно и свою вину как молчаливых пособников нацизма. С другой стороны, «Феникс» можно воспринимать как универсальную историю о том, что после определенных событий невозможно вернуть себя прежнего, а уж тем более возвращаться к давно преданным чувствам.

Будем неоригинальны в выборе лучшего фильма года. Потому что «Безумный Макс» показал, что блокбастеры могут быть произведением искусства, а не однодневным хламом для заколачивания денег. Возродив постапокалиптическую франшизу о Максе спустя тридцать лет, режиссер Джордж Миллер создал мощную визуальную симфонию, следуя золотому правилу кинорежиссуры: показывай, а не говори. Практические спецэффекты, мастерский монтаж, рисованный крупными мазками и одновременно хорошо продуманный мир после катастрофы — давно фильмы с бюджетом больше ста миллионов не были настолько хороши. По четвертому «Безумному Максу» видно, как Миллер проделал долгий путь от режиссера-аматора до auteur массового кино, утерев нос молодым голливудским ремесленникам, делающим упор на примитивную болтовню и неразборчивый CGI экшен. К черту Абрамса и ему подобных, «Дорога ярости» — вот кино, по которому в киношколах будут изучать, как надо делать блокбастеры.

Теги: итоги 2015итоги года
Фильмы: The Hateful Eight / Омерзительная восьмеркаThe Revenant / Выживший (Легенда Хью Гласса)Partisan / ПартизанThe Lobster / ЛобстерTaxi / ТаксиTen / ДесятьBirdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) / БёрдмэнAll That Jazz / Весь этот джазEntertainment / РазвлеченияRoom / КомнатаCarol / КэролFrank / ФрэнкFoxcatcher / Охотник на лисBuzzard / ПолудурокPhoenix / ФениксMad Max: Fury Road / Безумный Макс: Дорога ярости
Персоны: Рейчел ВайсКолин ФарреллВенсан КассельЭммануэль ЛюбецкиБеннетт МиллерДжордж МиллерДжей Джей АбрамсНоа БаумбахАббас КиаростамиЛеа СейдуЙоргос ЛантимосДжафар ПанахиКристиан ПетцольдЛеонард АбрахамсонДжошуа Бёрдж
Подборки: Фильмы про актеровФильмы про апокалипсисФильмы про будущееФильмы про вестернФильмы про выживаниеФильмы про дикий западФильмы про западФильмы про зимуФильмы про индейцевФильмы про лесбиянокФильмы про машиныФильмы про медведейФильмы про местьФильмы про немцевФильмы про плохихФильмы про похищениеФильмы про приключенияФильмы про танцы

Другие статьи