Продолжается работа над фильмом «Время жизни объекта в кадре», который обещает стать одним из самых ярких украинских кинопроектов года. Эта картина стирает границы между реальностью и фантазией, равно как и между игровым и документальным и кино.

Сюжет этого фильма строится как путешествие по фотографиям, сделанным в течение последних двадцати лет. На снимках, попавших в руки главному герою, встречаются люди, вещи и места, которые сегодня уже или сильно изменились, или вовсе исчезли. Эти фотографии воссоздают мир, которого с одной стороны уже не существует, а с другой — в котором каждый из нас по-прежнему продолжает жить.

Трейлер фильма «Время жизни объекта в кадре»

Пространство фильма создают работы современных украинских фотографов Евгения Павлова, Александра Чекменева, Александра Ранчукова, Владимира Кукоренчука, Анны Войтенко.

То, что главным свидетельством прошедших двадцати лет выбраны именно фотографии — не случайно. Ведь документальные фильмы в это время практически не снимались, так что летопись этого периода вели именно фотографы.

«Фотографии Александра Чекменёва дают возможность восстановить то время — рассказывает продюсер картины Светлана Зиновьева — Во время работы над фильмом мы попытались воссоздать обстановку его фото „Спящая на рынке“, снятого в Одессе 12 лет назад. Мы нашли бабушку, которая слева фото, а вот сама спящая девушка, как выяснилось, уже умерла. Но когда мы искали всех этих людей, то складывалось ощущение путешествия во времени».

Название ленты «Время жизни объекта в кадре» — это одно из определений фотоэкспозиции. По словам Светланы Зиновьевой «фото — это не вполне статичная картинка, так как выдержка составляет некоторое время. Например, выдержка первой в истории фотографии Жозефа Нисефора Ньепса „Вид из окна“ составляла восемь часов. Может ли этот кадр считаться статичным, если в это время пролетали птицы и ветер шевелил деревья…? И даже сегодняшняя выдержка в 1/125 доля секунды — это всё равно некая длительность»

«Вид из окна» Жозеф Нисефор Ньепс (1826 год)

Большое внимание в фильме уделено магии фотографии. Попадая на экран, снимки словно оживают, создавая новую реальность. Режиссёр ленты Александр Балагура попытался открыть перед зрителем третье измерение фотографии: «Тарковский называл кинематограф „запечатлённым временем“, что можно сказать и о фотографии. Только фото — это время, запечатлённое иным способом. Если в кино есть определённые начало и конец, то застывшая фотография никогда не заканчивается — она находится вне времени.

Ты никогда не знаешь, как долго будешь смотреть на фотографию, напечатанную на бумаге. Но когда она появляется в фильме — ты смотришь на экран и ждёшь от изображения какого-то действия. Тогда понимаешь, что начало и конец события, показанного на фото, находятся где-то глубоко внутри неё. Это завораживает…»

В фильме присутствует как документальная, так и игровая составляющие. Чтобы «оживить» фотографии и отыскать в них внутреннее действие, авторы фильма обыгрывают сцены, запечатлённые на них. В это отчасти и заключается экспериментальность картины.

Стиль съёмки режиссёра Александра Балагуры напоминает работы Андрея Тарковского и Жана Виго. Итальянское критики назвали его «поэтом молчания», сравнивая его фильмы с лентами Сокурова. В своей новой картине он выступил как режиссёром, так и исполнителем главной роли.

Работа над фильмом «Время жизни объекта в кадре» продолжается уже два с половиной года, за это время несколько раз переписывался сценарий и отснята львиная доля материала. Его премьера запланирована на осень 2012 года. Лента снимается независимой компанией «Инспирейшнс фильмз» по заказу Государственного агентства Украины по вопросам кино.

Предыдущая работа Александра Балагуры и Светланы Зиновьевой «Крылья бабочки» была награждёна призом за лучший украинский фильм на фестивале «Молодость» в 2008 году. Также эта лента участвовала в фестивалях и кинопоказах Италии и Франции, собрав положительные отзывы кинокритиков.

[досье] Александр Балагура
Родился в 1961 г. в Любомле (Украина).
С 1981 по 1987 учился на историческом факультете Киевского государственного университета. С 1989 по 1998 — режиссер Украинской студии хроникально-документальных фильмов и телевизионных проектов.
с 1998 — независимый режиссер, живет в Италии.
Автор порядка двадцати документальных фильмов, которые участвовали в международных кинофестивалях в Киеве, Париже, Торонто, Тампере, Флоренции и др.

[досье] Светлана Зиновьева
В 1976 г. окончила Киевский институт им. Карпенка-Карого, специальность кинооператор (мастерская Сурена Шахбазяна). Работала на Одесской студии художественных фильмов, затем — на студии «Киевнаучфильм». В качестве оператора-постановщика сняла семь игровых и около 30 документальных лент.
С 1994 года — независимый кинопродюсер. Известна по фильмам «Вилен Калюта. Реальный свет» (реж. А. Балагура) и циклу из шести документальных лент «Міръ искусства» (реж. А. Столяров, А. Матешко и Н. Каптан).
В 2003 году инициировала создание Украинского центра документального кино.

Лауреат около десяти международных и украинских кинопремий, организатор и куратор выставок.