Флэшбек: «Лексс» – самый смелый сай-фай на ТВ
Олесь Николенко
.
26 февраля, 2015
12
Около 18 лет назад на ТВ дебютировал сериал «Лексс» — злобный брат-близнец «Звездного пути», перевернувший вверх дном все представления о сай-фай жанре. oKino.ua, поддавшись ностальгии, вспоминает о величии этого шоу и о том, что его пересмотр может дать сегодняшнему зрителю.
Научно-фантастические сериалы о покорении космических пространств, как правило, отталкиваются от одного и того же шаблона: экипаж корабля, состоящий исключительно из храбрецов и их межгалактические приключения. Еще со времен оригинальных серий «Звездного пути», вышедших в 60-х, это стало незыблемым правилом, превратившись из клише в своеобразный архетип. Сюжеты других сай-фай шоу позволяли себе незначительные отклонения от курса, но главное правило — храбрость и благородность космических путешественников — всегда неукоснительно соблюдалось.
И вдруг в 1997 году в эфире появляется «Лексс», который самым наглым образом уничтожает стереотипы жанра, существовавшие десятилетиями. Да, в его основе — тоже история про мощный корабль, бороздящий вселенную, с экипажем на борту. Но этот экипаж — прямая противоположность тому образу смелых авантюристов, закрепившемуся у нас в сознании. Команда «Лексса» — это сборище странных лузеров, которыми движет далеко не высшая идея о покорении космоса; их направляет множество личных фобий и отклонений. Итак, знакомьтесь, главные герои сериала: капитан корабля — сексуально озабоченное трусливое ничтожество Стэнли Твидл, Зев — сексапильная полуженщина-полуящерица и «жрица любви», Кай — безэмоциональный ходячий труп и голова робота «790».
Эти, мягко говоря, нетипичные персонажи захватили «Лексс», обладающий мощнейшей разрушительной силой, ради довольно меркантильной цели: найти себе наконец новый дом, комфортное и пригодное место для жизни. На фоне их путешествий также активно развивается трагический любовный треугольник: голова робота безнадежно влюблен в Зев, Зев без ума от Кая (который ни к кому ничего не испытывает), а Стенли хочет Зев и не понимает, как такая горячая женщина может любить мертвеца, если рядом настоящий мужчина из плоти и крови. К слову, и само внутреннее устройство «Лексса» довольно жутковато: корабль был создан из живого насекомого, поэтому стены здесь больше напоминают слизистое вещество со вздутыми венами, а душ — подозрительный отросток фаллического типа. И это мы еще не брали в расчет удивительных жителей вселенной этого шоу, с которыми сталкиваются наши герои!
Весь этот водоворот страстей и руководит сериалом, непостижимым образом продержавшимся в эфире на протяжении четырех сезонов. Неудовлетворенное сексуальное напряжение, душевные муки, беспощадный черный юмор и головокружительный абсурд — вот главные эмоциональные паттерны «Лексса». И если какой-нибудь «Звездный путь» вбивал в головы зрителям пафосные идеи о благородных подвигах, способных поменять этот мир, то «Лексс» является полным антиподом этой мысли. Этот сериал занимается деконструкцией не только сай-фай жанра, но и самого понятия «героя» в принципе. Привычный «герой» уже давным-давно устарел, ведь нынешний мир уже не черно-белый, а составлен из тысяч оттенков добра и зла. Поверить в храброго капитана космического корабля, который всегда в кризисной ситуации найдет выход, а также обладает перманентным присутствием духа, сложнее, нежели в слабовольного подлеца Стэнли, с которым все же иногда случаются героические «проблески». Герои «Лексса» не ищут вселенской справедливости и вовсю поддаются собственным же слабостям — и в этом так похожи на нас самих, сидящих по другую сторону экрана.
В свое время «Лексс» был технологическим совершенством: львиную долю экранного пространства сериала занимала изощренная компьютерная графика и дорогущие спецэффекты. Ходили даже слухи, что, например, в пилотном эпизоде второго сезона шоу было больше CGI-графики, чем в фильме «Звездные войны: Скрытая угроза» Джорджа Лукаса. Сейчас, конечно, «Лексс» заметно технически устарел и все эти спецэффекты смотрятся довольно наивно, слишком избыточно, может быть, даже вульгарно. Но в этом тоже заключается вневременность главной идеи сериала: забыть о плохом и хорошем вкусе, о понятии эстетики, признать в себе довольно примитивное существо с низменными инстинктами. Все это нужно для того, чтобы наконец перестать обманывать себя и окружающий мир: «Лексс» поможет обнажить свою настоящую сущность, понять, что действительно важно, а что — нет.
Комментарии (7)
тёплые воспоминания :-)
еще смотрел и восхищался таким сериалам как "грозовые камни" и "чародей"
Нет, уважаемые, мне нравится только первая серия, о да, жар и пламень, быстрая смена событий, быстрые казни, побег хорошего бандита и конечно красотка Зев, немка кажется, красивая. после 3 серии бросил смотреть бред.
сейчас бы пересмотреть его. помню, что нравился, хоть, конечно, никакие подтексты тогда не считывались. но чувство, что это что-то очень безумное, было и тогда, да
О боги, я обожала этот сериал! Я была юна и прекрасна, не подозревала о существование Доктора кто и была влюблена в Кайя!
А мне этот сериал нравился) может я тогда не совсем понимала его смысл, а может смысла и восвсе не было..
Боюсь, не потяну уже сейчас такое, сложно у меня идут старые сериалы)
Тут еще и сам сериал весьма своеобразный вдобавок:)