Александр Шапиро

Сразу после показа фильма «Бес Пор NO», участвующего в конкурсе Одесского Международного Кинофеста (ОМКФ) порталу oKino.ua удалось расспросить режиссёра Александра Шапиро о его новой картине.

Александра Шапиро называют культовым авангардным кинорежиссёром Украины, однако его фильмы остаются известны очень узкому кругу зрителей. После показа его картин звучат аплодисменты, за которыми, однако, среди зрителей повисает недоумённое молчание. Несмотря на всю неординарность его фильмов, выходят они с завидной (даже по меркам европеского кинопроизводства) регулярностью.

Порно – это отношение к чему-то, а не то, что видишь


— Ваш новый фильм «Бес Пор NO», как и большинство других Ваших картин, снимался в Киеве. Какой город вам кажется наиболее кинематографиным?

А.Ш.: Я люблю Киев, но сейчас он стал малоинтересен. С точки зрения кинематографичности очень интересен например Петербург и итальянские города, которые обладают какой-то кривизной стилей, гиперэклектикой и чудовищностью.

— Изначально фильм «Бес Пор NO» планировали снимать любительской камерой или вовсе на мобильный телефон. Вы поддерживаетемнение о том, что фильм можно снять минимальными средствами?

А.Ш.: идею снимать ленту на мобильный телефон выдвинули продюсеры. Технологии должны каким-то образом стимулировать энергию воображения. Два своих фильма я снял чуть ли не на фотоаппарат. Недорогая техника даёт возможность снимать кино, а не создаёт дополнительные препятствия для этого. Такая съёмка обладает своей уникальной эстетикой.

— В Вашей новой картине есть много откровенных сцен, однако они показаны достаточно сдержанно даже в сценах, где есть толпы обнажённых людей.

А.Ш.: Это просто правила игры. В прокат же не выпустят кино, в котором будет показан половой акт. Всё есть правила игры. Порно — это прежде всего атмосфера, которая рождает сам продукт. Порно — это то, как ты относишься к чему то, а не то, что ты видишь.

— Есть ли у вас табу в кино? Что ни при каких обстоятельствах нельзя показывать в фильмах?

А.Ш.: В фильме можно показывать абсолютно всё.

— Как вы относитесь к использованию наркотиков в творчестве?

А.Ш.: Я всегда говорил, что они кому-то помогают, а кому-то мешают. Это чисто субъективно.

— В ряде ваших фильмов часто встречаются отдельные кадры, которые выстроены в строгих геометрических пропорциях. Например, строго-геометрический фасад дома, занимающий весь кадр, словно расчерчивающий экран на определённые ячейки. И персонаж, который показывается в этом эпизоде как бы попадает в определённую матрицу…

А.Ш.: Это синкретизм. Просто для того, чтобы выразить какую-то мысль необходимо найти определённую композицию, которая будет отражать её нерв и особенность. Под определённую смысловую задачу я подбираю соответствующую фактуру. Иногда мне наоборот надо показать отсутствие всякой композиции.

Мир — это хаос, так что разрабатывая композицию, ты как бы прочерчиваешь в хаосе какую-то структуру. Структура должна так или иначе себя распределять. Чем более сложная тема, тем более осознанно необходимо подходить к ней. Это желание поставить всё на рельсы структурного мышления.

В связи с современными тенденциями в философии и эстетике, структура вышла на первый план, а человек сместился. Так что сама структура сегодня — это главный герой фильма.

— На каких фильмах Вы учились?

А.Ш.: Фасбиндер для меня был и остаётся самым интересным человеком в кино. По духу мне близок Параджанов — интересно следить за их мыслью.

— Вы нередко приглашаете в свои фильмы знаменитых актёров. Насколько важно для артхаусного фильма знаменитое лицо?

А.Ш.: Меня интересовало то, как на съёмочной площадке сходятся профессионалы и аматоры. В этом чувствовалось какое-то взаимное напряжение. Сейчас мне всё меньше хочется снимать известные лица, и со временем я вообще от этого откажусь. Это помогало на этапе продвижения, эстеблишмента, а сейчас у меня уже другие задачи.

Я конечно могу сделать хорошее коммерческое ровное кино со сложными перипетиями и всем остальным, так чтобы фильм был в результате интересным. Но то насилие, которое есть на любом большом проекте — оно не оправдано.
Сейчас бы мне хотелось сделать фильм, который бы обладал невиданной взрывной мощью, но который был бы связан с формами донесения киносмысла. Об использовании людей, о каких-то синтезах.

— Сейчас вы работаете над картиной «Семинар». Что это будет за фильм?

А.Ш.: Это будет один фильм, который будет смонтирован на материале восемнадцати полноценных полных метров. Я провёл семинар, для которого отобрал 18 человек, которым сказал: «Вы сделаете фильм», на что сразу все ответили: «Нет». Но я это доказал. При этом не имело значение есть у тебя кинообразование или нет. Ты мог вообще первый раз в жизни держать в руках камеру.

Весь отснятый материал участники семинара сбросили на один сервер, к которому имеет доступ каждый из них. По моим модераторством они все вместе должны смонтировать одну ленту. Здесь была очень интересная невозможна задача. Документальный материал семинара мы попытаемся организовать таким образом, чтобы получилась полноценная игровая картина. В этом и идея фильма — документальную форму фильма с помощью «трюковости» перевести в игровой контекст. Этот фильм будет содержать сложное размышление о становление мысли в пределах невозможной задачи.

Грубо говоря, скрежет шестирёнок в голове каждого из участников семинара и есть содержание этой картины.

— Творчество для вас — это акт воли, или одной только воли не достаточно для того, чтобы заниматься искусством?

А.Ш.: Воли конечно же не достаточно. Её хватит для того, чтобы сломать стул, например. А для творчества необходимы какие-то другие элементы. Творчество — это одна из форм опыта и познания.

— Какую последнюю книгу вы читали?

А.Ш.: Жан-Поль Сартр «Бытие и ничто»

— Взялись бы за её экранизацию?

А.Ш.: Конечно, с большим интересом. Очень интересно искать точки соприкосновения между кинематографичным и философским языками.

Досье: Александр Шапиро
Признанный лидер артхаузного и авторского кино Украины.
Учился в Ленинградском ешиботе (еврейская семинария). Окончил Херсонское мореходное училище рыбной промышленности (1990). В 1996 году создал Киевскую киностудию «16 Insect». Вместе с игровыми фильмами, снималт рекламу и видеоклипы.

С 2000 сосредоточился на полнометражном кино. Первая же картина «Цикута» обратила на себя внимание ценителей кино. Фильмы А.Шапиро были неоднократно представлены вне конкурса и в спец программах таких престижных МКФ как Берлинале, Каннский кинофест (2008).