oKino.ua предлагает вспомнить, откуда растут ноги у «Вечернего Урганта» и прочих вечерних телепрограмм: классику никогда не поздно повторять или учить впервые. Попутно в сегодняшнем материале мы выясним один из главных секретов «успеха по-американски», который, разумеется, кроется в особенностях их телевидения.

Saturday Night Live

Аналог: Добрый вечер с Игорем Угольниковым

Есть мнение, что долговременное существование «Saturday Night Live» — один из корней американской демократии и государственной мощи. Без этого шоу вообще трудно представить себе США. Американцев могут называть хоть сколько угодно «тупыми» и так далее, но чего у них не отнять — так это способности смеяться над собой и над окружающим безумием. А там где смех, там приходит облегчение и необходимая разрядка. Причем появилось это шоу вовсе не на пустом месте, а просто потому что пришло время. Безумные и революционные 60-е закончились, дети «бэби-бума» подрастали — и они уже были другими. Они были свободными, именно поэтому поколению было необходимо такое же шоу, которое могло свободно высмеять того или иного политика или же разыграть абсурдный скетч на какую-нибудь остросоциальную тему. Первый выпуск был продемонстрирован 11 октября 1975 года, а в феврале этого года программа «Saturday Night Live» отпраздновала свой 40-й юбилей, став абсолютным рекордсменом на ТВ.

И тем более досадно, что прямых и удачных аналогов SNL на нашем или российском ТВ до сих пор не появилось. Впрочем, нужно отметить, что до Урганта телевидение было совсем другим. Особенно безумным (и местами — гениальным) оно было в 90-х, когда по сути являлось одним сплошным экспериментом. Одним из таких экспериментов — правда, кратковременных — и стала авторская программа «Добрый вечер с Игорем Угольниковым». Самое забавное, что американские продюсеры совершенно бесплатно выдали каналу РТР лицензию на формат «Late Night Show» (видимо, в качестве дружеской шутки), что только в лишний раз подтверждает, в каком дремучем состоянии находилось постсовковое телевидение. В итоге создатели «Доброго вечера» по-хорошему сошли с ума и, помимо приглашений в студию традиционных гостей (в числе которых были Пугачева, Аллегрова и Петросян), давали абсурдные скетчи в духе Saturday Night Live. Но лавочку быстро прикрыли.

Late Night with David Letterman

Аналог: Вечерний Ургант

Дэвид Леттерман — один из лучших интервьюеров за всю историю американского ТВ. Засветиться у Леттермана — это все равно что попасть в божественный пантеон. О том, скольких звезд он открыл миру, можно написать книгу — даже шизофренический комедийный гений Энди Кауфмана засиял именно благодаря его появлению в этом шоу. К Леттерману приходят все: от Снуп Догга до Барака Обамы. А сами шоу отличаются драматургической непредсказуемостью. Например, пока сам Дэвид, приняв у себя в эфире президента США, не стеснялся отпускать шуточки в его адрес, одна из зрительниц, находившихся в студии, подбежала к Обаме и подарила ему картошку. Леттерман долго оттачивал свое остроумие (которое частенько ранило как гостей, так и зрителей), работая до своего «Вечернего шоу…», в 60-х, ведущим прогноза погоды и вечно недовольным диктором на радио. А сейчас превратился в настоящую легенду и уходит на заслуженную пенсию: в 2015 году его место займет Стивен Кольбер. Ну и да, любой музыкальный фанат знает и о другой изюминке этого шоу: гениальнейших живых выступлениях от лучших артистов современности.

Стендап-комедия

Боб Хоуп

Аналог: Comedy Club

Российские юмористы из Comedy Club популяризировали этот формат в СНГ, низведя его до слова «жопа» и прочего грубого юмора, который в середине нулевых смотрелся действительно свежо на фоне нафталинового Петросяна и «Аншлага» Регины Дубовицкой. Однако истоки и суть стендап-жанра заключаются вовсе не в этом. Фундамент американского стендапа был заложен в выступлениях бродячих цирков и «шоу-программах» от ковбоев Дикого Запада, которым тоже не был чужд артистизм. Затем в США на ТВ появились первые водевили, в которых на сцену выходили разножанровые актеры и в разыгрываемых сценках часто задевали животрепещущие темы вроде бейсбола. Тогда же на водевилях и работал человек по имени Боб Хоуп: как конферансье он просто представлял артистов. А затем вдруг его осенило: можно ведь быть на сцене и самому. И Боб действительно стал выходить, но его номера были немного иными: он не играл образ, а обращался к аудитории напрямую и от своего имени — вот так он в одиночку и зародил то, что сейчас называется «стендапом». Стендаперов всегда отличал индивидуализм и предельно острый язык (они часто шли на прямые конфронтации с публикой, даже известными артистами), часто грань между откровенным хамством и сарказмом стиралась. Главное правило: не скатываться в пошлость и не подыгрывать публике, даже если раскусил ее слабые места. Только жесткая правда, только горький и неудобный юмор.

Шоу Опры Уинфри

Аналог: очень много, но с оговорками — от «Окон» и «Большой стирки» до «Женского взгляда» с Оксаной Пушкиной

Еще один крупнейший символ американского ТВ. Когда Опра только начинала свою телевизионную карьеру, трудно было сказать, что ей сопутствовала удача. В 80-х она работала ведущей новостного блока, но довольно скоро вошла в конфликт с коллективом и ее через какое-то время из программы «попросили». В 1984 году Опра перебралась в Чикаго, где ей доверили вести какую-то непопулярную передачу. Несколько месяцев эта женщина усердно трудилась и вдруг, по какому-то капризу судьбы, рейтинги этой передачи поползли вверх. Да так поползли, что телебоссы быстро смекнули: перед ними новая икона. В 1986 году появилось ее собственное ток-шоу, феномен которого довольно трудно объяснить логически. Конечно, в самих сюжетах выпусков творилось много чего «рейтингового»: устанавливались мировые рекорды, мировые звезды делали друг другу предложение руки и сердца, воссоединялись разлученные души и проводились сенсационные и «душевные» интервью. Но каким образом сама Опра Уинфри стала чуть ли не символом безграничного доверия? Это вопрос, который нам еще предстоит осмыслить. Последний выпуск «Шоу Опры Уинфри» вышел в 2011 году — и за эти 35 лет телеведущая успела превратиться в даму с миллиардным состоянием. Впрочем, и сейчас на ТВ ее не стало меньше: у Опры теперь есть собственный канал OWN. Домохозяйки могут спать спокойно.

Поздняя ночь с Конаном О'Брайэном

Аналог: не существует, но самый ближайший — «Познер»

Один из главных интеллектуалов вечернего эфира Америки вдрызг разругался с руководством канала NBC и в 2009 году покинул «Позднюю ночь…», вследствие чего появилось шоу «Конан» на TBS, которым ведущий занимается по сей день. Но все же «Поздняя ночь с Конаном О’Брайэном» стала легендарной: мало кто умел с таким пристрастием и глубиной допрашивать знаменитостей. Впрочем, в этом шоу были и свои провокационно-комедийные моменты: например, когда Конану удалось усыпить бдительность вездесущего Джеймса Франко и тот разоткровенничался про съемки хоум-порно. Актер довел ведущего до того, что ему пришлось бежать и искать укрытия в декорациях. В общем, представьте себе того же Познера, только без показушной серьезности и глубокомысленных крупных планов, а вместо них — динамичные и увлекательные беседы с обязательным элементом неожиданности.