После того, как весь мир отдышался после шокирующей концовки пятого сезона «Игры престолов», oKino.ua подводит его итоги. Мы вспомнили самые брутальные сцены, поразмышляли о нарастающей жестокости сериала (и о том, к чему это привело), провели сравнение книг и телевизионного шоу, а также пофантазировали о том, чего стоит ждать в шестом сезоне.

Осторожно! Возможны спойлеры!

«Игра престолов» перегибает палку

Игра престолов

На протяжении пятого сезона в совершенно разных СМИ то и дело появлялись заметки со схожими заголовками в духе «Кажется, в этот раз „Игра престолов“ зашла непростительно далеко» или «Сможете ли вы простить создателей сериала?». Шоу действительно загнало себя в тупик именно теми средствами, которые раньше казались «свежими» и разительно выделяли «Игру престолов» на фоне других сериалов сходной тематики. Зрительский шок-эффект постепенно притупляется: скажем, одними изуверствами безумного Рэмзи уже не обойдешься. Недостаточно отрубить палец, нужно рубить голову. Жесткий секс и инцест уже не задевает — нужно вставить изнасилование. И проблема ведь даже не в этой показательной кровожадности и жестокости «Игры престолов» как таковой, а в том, что к пятому сезону это все из средств художественной выразительности превратилось в самоцель.

Если вспомнить, во втором-третьем сезоне подобными «шокерами» не злоупотребляли. Сериал вращался по своей сложной орбите, чтобы к концу сезона действительно выбить у своего зрителя из-под ног опору — и это было целиком закономерно. К настоящему моменту «Игра престолов» превратилась в сплошную мясорубку и уже потеряла свою уникальнейшую эмоциональную и тематическую структуру. Раньше нам предлагали хотя бы небольшие лучики света и минимальное логическое обоснование происходящей жестокости. Сейчас же сериал погрузился в беспросветный мрак, но зато «впечатляет» и «шокирует». Хотя после всего произошедшего в пятом сезоне создателям придется серьезно постараться, ведь преданных зрителей сериала уже, кажется, больше ничем не проймешь. Они видели все. «Игра престолов» больше не отстраивает уникальный мир альтернативного Средневековья у нас на глазах, а показывает зрелищные сцены, сшитые призрачными нитями сюжета — и это очень чувствуется. Поэтому шестой сезон будет показательным: либо шоу «перезапустится» в новом качестве, либо оно просто всем окончательно надоест.

Самые шокирующие моменты

Игра престолов

Про каждый новый сезон «Игры престолов» говорят, что он еще жестче, чем предыдущий. И когда кажется, что планка брутальности уже недосягаема, сериал убедительно доказывает обратное. Достаточно только вспомнить «Красную свадьбу»: как мы все были шокированы тогда, но сколько с тех пор утекло воды — и сколько потом случилось моментов гораздо более тяжелых для восприятия. Перечисляем главные шокеры пятого сезона:

#1

В первой же серии Манс Налетчик, отказавшись преклонить колени перед Станнисом, оказывается сожжен заживо. Ужасную смерть облегчает Джон Сноу, пустив Мансу стрелу в сердце.

#2

Джон Сноу — уже не сердобольный молодой человек. В третьем эпизоде он публично и безжалостно обезглавил Яноса Слинта, осмелившегося ослушаться его приказов.

#3

Садист Рэмзи в шестой серии изнасиловал Сансу Старк в их первую брачную ночь.

#4

В восьмом эпизоде нам показали эпическую (минут примерно на двадцать) битву, в которой принимали участие Белые ходоки, одичалые и Ночной дозор. Что тут скажешь, «зомби» из «Игры престолов» оказались самыми зрелищными за всю историю ТВ.

#5

Наконец, та самая десятая серия, чей шок-эффект зашкаливает. Ключевые моменты: пятиминутное унижение Серсеи, которая была вынуждена прошагать публичную «дорогу стыда» по Королевской гавани, и смерть Джона Сноу.

Столкновение книг и сериала: за и против

Игра престолов

Почему книги лучше

За что чаще всего критикуют романы из цикла «Песнь Льда и Огня»? Некоторые считают, что цикл развалился из-за того, что Джордж Мартин попытался охватить в нем слишком много персонажей и локаций — и количество перестало соответствовать качеству. Главное же разочарование любителей книжной «Игры престолов» заключается в том, что сериал от HBO перегнал литературное повествование. И зрители уже успели увидеть, например, встречу Дейенерис с Тирионом или же эпическое сражение Белых ходоков — словом, те моменты, которых нет в «Танце с драконами», последней на данный момент книге цикла. Находятся и такие, кто считает, что Мартин уже просто-напросто потерял нить и не знает, что он делает: давление, которое теперь оказывается на него мировым сообществом и колоссальной ответственностью, уже слишком высоко, и оно перекрывает ему творческий кислород.

Впрочем, все эти аргументы оказываются несостоятельными, если взять в расчет не абстрактные размышления, а конкретно пройтись по сути книг и сериала. «Игра престолов» — это действительно революционный продукт «малого экрана». Полноценное телевизионное кино, а не просто рядовой сериал. Но все же, несмотря на запредельный уровень качества, есть вещи, которые «Игре престолов» не под силу преодолеть — это, собственно, сериальный формат с ограниченным количеством эпизодов, выпускаемых каждый год. Ограниченным оказывается и количество персонажей, детализация. Не стоит забывать и про бюджет на съемки. Фантазия писателя не знает всех этих преград, на нее не существует лимитированного бюджета. Поэтому книжки Мартина выходят «объемнее», глубже по своему замыслу — и с этим трудно поспорить. А формат сериала изначально, по природе своего жанра, заточен на «развлечение» — так уж исторически сложилось.

Игра престолов

Примеры: да, в «Танце драконов» мы не видим, как Джон Сноу зрелищно сражается с Белыми ходоками. Но, по большому счету, читателям «Песни Льда и Огня» оно и не нужно. Сюжетная линия Джона в книгах основана не на том, насколько эффектно он держит оружие или же корчит страдальческую гримасу. Вся суть — в его непростых решениях, которые этому герою приходится принимать одновременно: поддержание мира с одичалыми, сохранение авторитета у своих же воинов, подготовка к отражению атаки Белых ходоков. Литературный оригинал погружает нас в богатую внутреннюю механику этого персонажа вместо того, чтобы просто демонстрировать его пустую браваду и храбрые речи.

С Тирионом похожая история: по сериалу он оказывается всеобщим любимцем — таким себе «человеком действия», разгульным пьяницей, который тем не менее настроен «творить добро и помогать людям». По сравнению с тем, каким он предстает в книгах, сериал очень сильно упрощает Ланнистера, превращая его из сложноустроенного героя в обыкновенного «протагониста» на стороне света. Например, в том же «Танце с драконами» Тирион вообще пребывает в депрессии, он отодвинут от основного действия — и, конечно, поэтому там встречей с Дейенерис пока и не пахнет: просто потому, что еще не пришло время. Одним словом, у книжного цикла «Песнь Льда и Огня» определенно больше шансов войти в историю и стать действительно монументальным произведением, тогда как «Игра престолов» — это больше явление социальное и «модное», недолговечное.

Игра престолов

Почему сериал лучше

Ограничения, которые накладывает телевизионный формат, на самом деле идут только на руку истории в целом. Те, кто прочел все пять книжек «Песни Льда и Огня», смогут отчетливее прочувствовать эту разницу, ведь наверняка во время прочтения «Пира стервятников» и «Танца с драконами» у этих людей возникало чувство, что Джордж Мартин слишком уж увлекся. Он ходит вокруг да около и часто неоправданно затягивает сюжетное развитие. Впрочем, эта погрешность распространяется на многие фэнтезийные циклы, и ее можно было бы простить. Но есть такой момент: чем ближе к концу цикла, тем дальнейшие ходы Мартина становятся все более предсказуемы. Скажем, та самая судьбоносная встреча Дейенерис и Тириона в сериале — любой, кто мало—мальски увлечен этой историей, понимал, что рано или поздно это просто должно было бы случиться. Тем не менее Джордж Мартин почему-то до сих пор тянет резину, и в литературном варианте развития событий Тирион Ланнистер еще и близко не подобрался к Матери драконов.

В книгах Джордж Мартин растягивает придуманный им самим мир настолько широко, насколько ему позволяет фантазия — и есть опасения, что эта тенденция продолжится и в продолжении цикла: в результате эта выдуманная реальность потеряет свою внутреннюю связь. Создатели «Игры престолов», ограниченные в количестве серий и бюджете, начали агрессивно урезать оригинальный сюжет и вообще всячески с ним импровизировать — и это задало всей истории уникальную динамику, свободу и непредсказуемость. В «Игре престолов» может произойти что угодно и в любой момент, тогда как в книгах Мартина нас будут страниц 100 готовить к чему-то «неожиданному».

Игра престолов — сериал о климатических изменениях

Игра престолов

Как и любое другое эпическое телевизионное произведение, «Игра престолов» собирает вокруг себя множество теорий и самых неожиданных трактовок происходящего. Самая любопытная версия, появившаяся во время трансляции пятого сезона — это мысль о том, что на самом деле этот сериал напоминает нам о неизбежных изменениях в климате нашей планеты.

Эта метафора всегда была на поверхности, но в пятом сезоне ее проартикулировали слишком уж наглядно, показав Белых ходоков, которые управляют огромной армией зомби и, вообще говоря, представляют собой угрозу всему живому. Но что делают «сильные и влиятельные» в мире «Игры престолов»? Вместо того, чтобы объединяться и дать отпор тому, что может уничтожить все человечество, лидеры сражаются друг с другом за власть, плетут интриги и так далее. Все это слишком отчетливо напоминает проблему международной кооперации в борьбе с глобальным потеплением: естественно, ни одна страна не в силах предотвратить опасность сама по себе. Более того, скажем, Китай и США — главные «поставщики» выбросов углекислого газа в атмосферу — не только не способны кооперироваться, они являются геополитическими конкурентами. Но даже если вообразить себе чудо и переступить через китайско-американское препятствие, все равно возникает ряд других проблем (скажем, развивающиеся страны), о которых никто не думает в разрезе глобального потепления. А проблема постепенно нарастает и рано или поздно даст о себе знать, как Белые ходоки в восьмой серии пятого сезона.

Что будет дальше?

Игра престолов

Прежде всего, стоит смириться с тем, что Джон Сноу не воскреснет ни под каким предлогом. В Сети уже появилась куча теорий, согласно которым Мелисандра сумеет его оживить, но их не стоит принимать всерьез: и сам Кит Харрингтон, сыгравший главнокомандующего Ночного дозора, и создатели «Игры престолов» подтвердили, что этот персонаж не вернется. Хотя инсайдерские сплетни гласят, что он подписал контракт с HBO вплоть до седьмого сезона… Просочившиеся слухи о кастинге шестого сезона обещают нам появление «хитрого, безжалостного и безумного» пирата с повязкой на глазу — и есть мнение, что это будет Эурон Грейджой (он же Вороний глаз). Джо Бауэр, занимающийся спецэффектами «Игры престолов», заявил, что в новых эпизодах будет «больше драконов и они увеличатся в объеме в два раза». Не нужно быть особенно одаренным, чтобы сообразить, что приличное количество экранного времени будет уделено Серсее, пережившей в конце пятого сезона главное унижение в своей жизни. Этот инцидент лишит ее эмоциональной стабильности, но она будет продолжать бороться за свое будущее и будущее своих детей, чем подвергнет себя новой опасности — если вообще ей удастся решить проблему с судом. Значит, нам стоит ожидать еще больше крови и жестокости: поговаривают, что в шестом сезоне мы в том числе увидим, как Гора (Григор Клиган) совсем слетает с катушек…

Рейтинги

Игра престолов

Убийственный во всех смыслах финал пятого сезона «Игры престолов» позволил сериалу установить очередной рекорд. Заключительную серию посмотрело в целом 8,1 миллиона зрителей (предыдущая собрала аудиторию в 7,14 миллионов) — это на 14% больше, чем финал четвертого сезона, собравший у экранов 7,09 миллионов человек. Это значит, что «Игра престолов» — самый популярный сериал на кабельном ТВ, кроме, конечно, «Ходячих мертвецов». Но, учитывая стремительную прогрессию рейтингов из сезона в сезон (первый, к примеру, начинался со «скромных» 3 миллионов зрителей), можно допустить, что шестой сезон сумеет побить и рекорд «Ходячих мертвецов», которые в лучшие моменты собирают аудиторию приблизительно в 10 млн человек. И, конечно же, сериал побил собственный рекорд по количеству пиратских скачиваний: на этот раз в первые десять часов после того, как видеофайл с эпизодом оказался в сети, его загрузило 1,5 миллиона человек.