После того, как весь мир отдышался после шокирующей концовки пятого сезона «Игры престолов», oKino.ua подводит его итоги. Мы вспомнили самые брутальные сцены, поразмышляли о нарастающей жестокости сериала (и о том, к чему это привело), провели сравнение книг и телевизионного шоу, а также пофантазировали о том, чего стоит ждать в шестом сезоне.
Осторожно! Возможны спойлеры!
«Игра престолов» перегибает палку
На протяжении пятого сезона в совершенно разных СМИ то и дело появлялись заметки со схожими заголовками в духе «Кажется, в этот раз „Игра престолов“ зашла непростительно далеко» или «Сможете ли вы простить создателей сериала?». Шоу действительно загнало себя в тупик именно теми средствами, которые раньше казались «свежими» и разительно выделяли «Игру престолов» на фоне других сериалов сходной тематики. Зрительский
Если вспомнить, во
Самые шокирующие моменты
Про каждый новый сезон «Игры престолов» говорят, что он еще жестче, чем предыдущий. И когда кажется, что планка брутальности уже недосягаема, сериал убедительно доказывает обратное. Достаточно только вспомнить «Красную свадьбу»: как мы все были шокированы тогда, но сколько с тех пор утекло воды — и сколько потом случилось моментов гораздо более тяжелых для восприятия. Перечисляем главные шокеры пятого сезона:
#1
В первой же серии Манс Налетчик, отказавшись преклонить колени перед Станнисом, оказывается сожжен заживо. Ужасную смерть облегчает Джон Сноу, пустив Мансу стрелу в сердце.
#2
Джон Сноу — уже не сердобольный молодой человек. В третьем эпизоде он публично и безжалостно обезглавил Яноса Слинта, осмелившегося ослушаться его приказов.
#3
Садист Рэмзи в шестой серии изнасиловал Сансу Старк в их первую брачную ночь.
#4
В восьмом эпизоде нам показали эпическую (минут примерно на двадцать) битву, в которой принимали участие Белые ходоки, одичалые и Ночной дозор. Что тут скажешь, «зомби» из «Игры престолов» оказались самыми зрелищными за всю историю ТВ.
#5
Наконец, та самая десятая серия, чей
Столкновение книг и сериала: за и против
Почему книги лучше
За что чаще всего критикуют романы из цикла «Песнь Льда и Огня»? Некоторые считают, что цикл развалился
Впрочем, все эти аргументы оказываются несостоятельными, если взять в расчет не абстрактные размышления, а конкретно пройтись по сути книг и сериала. «Игра престолов» — это действительно революционный продукт «малого экрана». Полноценное телевизионное кино, а не просто рядовой сериал. Но все же, несмотря на запредельный уровень качества, есть вещи, которые «Игре престолов» не под силу преодолеть — это, собственно, сериальный формат с ограниченным количеством эпизодов, выпускаемых каждый год. Ограниченным оказывается и количество персонажей, детализация. Не стоит забывать и про бюджет на съемки. Фантазия писателя не знает всех этих преград, на нее не существует лимитированного бюджета. Поэтому книжки Мартина выходят «объемнее», глубже по своему замыслу — и с этим трудно поспорить. А формат сериала изначально, по природе своего жанра, заточен на «развлечение» — так уж исторически сложилось.
Примеры: да, в «Танце драконов» мы не видим, как Джон Сноу зрелищно сражается с Белыми ходоками. Но, по большому счету, читателям «Песни Льда и Огня» оно и не нужно. Сюжетная линия Джона в книгах основана не на том, насколько эффектно он держит оружие или же корчит страдальческую гримасу. Вся суть — в его непростых решениях, которые этому герою приходится принимать одновременно: поддержание мира с одичалыми, сохранение авторитета у своих же воинов, подготовка к отражению атаки Белых ходоков. Литературный оригинал погружает нас в богатую внутреннюю механику этого персонажа вместо того, чтобы просто демонстрировать его пустую браваду и храбрые речи.
С Тирионом похожая история: по сериалу он оказывается всеобщим любимцем — таким себе «человеком действия», разгульным пьяницей, который тем не менее настроен «творить добро и помогать людям». По сравнению с тем, каким он предстает в книгах, сериал очень сильно упрощает Ланнистера, превращая его из сложноустроенного героя в обыкновенного «протагониста» на стороне света. Например, в том же «Танце с драконами» Тирион вообще пребывает в депрессии, он отодвинут от основного действия — и, конечно, поэтому там встречей с Дейенерис пока и не пахнет: просто потому, что еще не пришло время. Одним словом, у книжного цикла «Песнь Льда и Огня» определенно больше шансов войти в историю и стать действительно монументальным произведением, тогда как «Игра престолов» — это больше явление социальное и «модное», недолговечное.
Почему сериал лучше
Ограничения, которые накладывает телевизионный формат, на самом деле идут только на руку истории в целом. Те, кто прочел все пять книжек «Песни Льда и Огня», смогут отчетливее прочувствовать эту разницу, ведь наверняка во время прочтения «Пира стервятников» и «Танца с драконами» у этих людей возникало чувство, что Джордж Мартин слишком уж увлекся. Он ходит вокруг да около и часто неоправданно затягивает сюжетное развитие. Впрочем, эта погрешность распространяется на многие фэнтезийные циклы, и ее можно было бы простить. Но есть такой момент: чем ближе к концу цикла, тем дальнейшие ходы Мартина становятся все более предсказуемы. Скажем, та самая судьбоносная встреча Дейенерис и Тириона в сериале — любой, кто мало—мальски увлечен этой историей, понимал, что рано или поздно это просто должно было бы случиться. Тем не менее Джордж Мартин
В книгах Джордж Мартин растягивает придуманный им самим мир настолько широко, насколько ему позволяет фантазия — и есть опасения, что эта тенденция продолжится и в продолжении цикла: в результате эта выдуманная реальность потеряет свою внутреннюю связь. Создатели «Игры престолов», ограниченные в количестве серий и бюджете, начали агрессивно урезать оригинальный сюжет и вообще всячески с ним импровизировать — и это задало всей истории уникальную динамику, свободу и непредсказуемость. В «Игре престолов» может произойти что угодно и в любой момент, тогда как в книгах Мартина нас будут страниц 100 готовить к
Игра престолов — сериал о климатических изменениях
Как и любое другое эпическое телевизионное произведение, «Игра престолов» собирает вокруг себя множество теорий и самых неожиданных трактовок происходящего. Самая любопытная версия, появившаяся во время трансляции пятого сезона — это мысль о том, что на самом деле этот сериал напоминает нам о неизбежных изменениях в климате нашей планеты.
Эта метафора всегда была на поверхности, но в пятом сезоне ее проартикулировали слишком уж наглядно, показав Белых ходоков, которые управляют огромной армией зомби и, вообще говоря, представляют собой угрозу всему живому. Но что делают «сильные и влиятельные» в мире «Игры престолов»? Вместо того, чтобы объединяться и дать отпор тому, что может уничтожить все человечество, лидеры сражаются друг с другом за власть, плетут интриги и так далее. Все это слишком отчетливо напоминает проблему международной кооперации в борьбе с глобальным потеплением: естественно, ни одна страна не в силах предотвратить опасность сама по себе. Более того, скажем, Китай и США — главные «поставщики» выбросов углекислого газа в атмосферу — не только не способны кооперироваться, они являются геополитическими конкурентами. Но даже если вообразить себе чудо и переступить через
Что будет дальше?
Прежде всего, стоит смириться с тем, что Джон Сноу не воскреснет ни под каким предлогом. В Сети уже появилась куча теорий, согласно которым Мелисандра сумеет его оживить, но их не стоит принимать всерьез: и сам Кит Харрингтон, сыгравший главнокомандующего Ночного дозора, и создатели «Игры престолов» подтвердили, что этот персонаж не вернется. Хотя инсайдерские сплетни гласят, что он подписал контракт с HBO вплоть до седьмого сезона… Просочившиеся слухи о кастинге шестого сезона обещают нам появление «хитрого, безжалостного и безумного» пирата с повязкой на глазу — и есть мнение, что это будет Эурон Грейджой (он же Вороний глаз). Джо Бауэр, занимающийся спецэффектами «Игры престолов», заявил, что в новых эпизодах будет «больше драконов и они увеличатся в объеме в два раза». Не нужно быть особенно одаренным, чтобы сообразить, что приличное количество экранного времени будет уделено Серсее, пережившей в конце пятого сезона главное унижение в своей жизни. Этот инцидент лишит ее эмоциональной стабильности, но она будет продолжать бороться за свое будущее и будущее своих детей, чем подвергнет себя новой опасности — если вообще ей удастся решить проблему с судом. Значит, нам стоит ожидать еще больше крови и жестокости: поговаривают, что в шестом сезоне мы в том числе увидим, как Гора (Григор Клиган) совсем слетает с катушек…
Рейтинги
Убийственный во всех смыслах финал пятого сезона «Игры престолов» позволил сериалу установить очередной рекорд. Заключительную серию посмотрело в целом 8,1 миллиона зрителей (предыдущая собрала аудиторию в 7,14 миллионов) — это на 14% больше, чем финал четвертого сезона, собравший у экранов 7,09 миллионов человек. Это значит, что «Игра престолов» — самый популярный сериал на кабельном ТВ, кроме, конечно, «Ходячих мертвецов». Но, учитывая стремительную прогрессию рейтингов из сезона в сезон (первый, к примеру, начинался со «скромных» 3 миллионов зрителей), можно допустить, что шестой сезон сумеет побить и рекорд «Ходячих мертвецов», которые в лучшие моменты собирают аудиторию приблизительно в 10 млн человек. И, конечно же, сериал побил собственный рекорд по количеству пиратских скачиваний: на этот раз в первые десять часов после того, как видеофайл с эпизодом оказался в сети, его загрузило 1,5 миллиона человек.
Какие 10 млн, Ходячие в среднем за серию аудитория в 14 млн.
С Джоном Сноу, вопреки всему, думаю, еще не закончили. История этого персонажа мне видится куда более длинной и детальной, а его фигура и роль слишком значительны, чтобы вот так просто от него избавляться.
Изнасилование Рамси Сансы? Совсем не покоробило – в плане того, что было абсолютно прогнозируемо в свете характера и наклонностей болтоновского бастарда. Другое дело, что создателям сериала старшая дочь Старка определенно чем-то не угодила, иначе бы ее не выдавали замуж за второго из самых мерзких типов во всем Вестеросе после Джоффри. Да и Тириона при всем его обаянии и положительных качествах вряд ли можно считать для Сансы подарком судьбы.
Сидели с друзьями, смотрели восьмую серию. Где-то на середине подруга сказала: а помните, есть такой мультфильм "Букашки"? Поставили на паузу, стали искать "Букашек" (студия Пилот, 2002) на Ютюбе. Это я к тому, насколько нам всем безнадежно интересно было смотреть "Игру Престолов"...
Последние два сезона не понравились абсолютно. К сериалу "подключилась" поздно, аж с 3-го сезона, как раз впритык к началу которого с огромным удовольствием и в кратчайшие сроки пересмотрев первый и второй. Книги (кроме "Танца с драконами") были прочитаны еще задолго до того, потому меня и тормознуло не сразу начать сериал, думала, ну чего время тратить, если и так все ясно? Все мое недовольство, боюсь выльется в громадную рецензию, потому в комментарии возмущаться не стоит и начинать, а то, боюсь, перья полетят со всех. В первую очередь, со сценаристов и режиссеров. Серии, к слову, стали они "клеить" паршиво. Многим моментам было уделено больше времени и внимания, чем оно стоило. И да, сцену обнаженной Серсеи достаточно затянули. К слову, линии Его Воробейшества надо было понемногу протягивать еще где-то с 3-го сезона, потому что он возник, вроде как с ниоткуда, а власть заимел в кратчайшие сроки. Надо было показывать, что как и любая секта, которую недооценивают, его влияние приходило постепенно. До сих пор не могу понять, как Санса стала двоемужницей? Кто аннулировал ее брак с Тирионом? Где-то было сказано, что она овдовела. Ничего подобного. Сцена с ее насилием особенна глупа. Здесь надо было как раз показать ее как соблазнительницу (да-да!), ведущую опасную игру с маньяком Рамзи, надо было чуть-чуть ужесточить Сансу, показать ее скрытые мотивы. И она, и Дейенерис в этом сезоне показаны слабовольными. И если Сансе это допустимо, но Бурерожденной, которая и без драконов прирожденная королева и борец по жизни, совсем недопустимо. Дошло до того, что глядя на Дейенерис, я, вдруг, подумала, что лучше бы ее сыграла другая артистка. Черт знает кого хотелось винить в том, что впечатления уже мало кто производит в этом фильме. Единственно, кого обожаю и буду продолжать - это и Тириона, и Питера Динклэйджа :) Джон Сноу - один из главных персонажей, его смерть глупа и неоправданна в любом из случаев по книге и по сериалу. Будем надеяться на чудо, ибо без Джона многие моменты вообще теряют смысл. Если честно, то хотелось бы прочесть "Ветра зимы", если она когда-то выйдет. Но уже сомневаюсь, что буду продолжать просмотр сериала.
как-то совсем пофиг, что ты будешь смотреть честно говоря
Интересные мысли. Соглашусь с растянутостью и излишней драматизацией + нестыковки в сюжете.
таки да, приедается потихоньку, ту же сцену с позором Серсеи немного затянули как по мне.
Признаться, меня разочаровал 5-й сезон, хотя событий в итоге было очень много. Во-первых, хотя бы часть ключевых событий, которые они показали в последнем сезоне, я ожидал увидеть в сезоне под номером 6 - теперь уход от книг с каждой серией будет все сильнее и сильнее. Постепенно приходим к тому, что сериал уже просто невероятно уступает книгам, просмотр почти не приносит удовольствия.
Особенно убила линия Джона Сноу в сериале, это просто жесть