В феврале на Берлинском кинофестивале впервые показали мини-сериал «Ночной администратор» с Томом Хиддлстоном и Хью Лори в главных ролях. А его телевизионная премьера состоялась 21 февраля на британском телеканале BBC One. oKino.ua разбирает, что ждать от нового сериала и почему уже сейчас он может дать фору историям о Джеймсе Бонде.

Ле Карре

промо к сериалу "Ночной менеджер"

Шпионские романы Джона Ле Карре всегда были крайне кинематографичны. Вот только в кино и на ТВ к ним обращались не так уж и часто. В конце 70-х на британском телевидении вышел мини-сериал «Шпион, выйди вон!» с великим Алеком Гиннессом в главной роли. В 2010-х был снят его киноремейк, а также экранизирована книга «Самый опасный человек». Все эти проекты довольно почтительно относились к литературному источнику, и в них можно было найти присущий писателю неспешный стиль, отличную атмосферу и ироничные диалоги. В какой-то мере Джон Ле Карре всегда был противоположностью Яну Флемингу. Там, где создатель «агента 007» предлагал мускулинность и шик, Ле Карре брал утонченностью. Там, где у Флеминга красивая женщина обязательно должна была пасть перед чарами героя, у Ле Карре все оказывалось не так однозначно.

Книга

Том Хиддлстон в сериале "Ночной администратор"

«Ночной администратор» был издан в 1993 году и стал первым романом автора после окончания холодной войны, темы, вокруг которой строилось большинство его произведений. Его главный герой — бывший военный Джонатан Пайн (в сериале его играет Том Хиддлстон). Он работает ночным администратором в каирском отеле. Любовница сына хозяина гостиницы передает ему секретные документы о продаже большой партии оружия неким Ричардом Роупером (Хью Лори). Она просит его передать их кому-то из правительства. Но во время передачи документов британским спецслужбам происходит утечка информации, и девушку находят мертвой. Спустя годы Пайн перебирается в Швейцарию и однажды среди клиентов узнает Роупера. Теперь его цель — вывести дельца на чистую воду, чтобы, наконец-то, свершилось правосудие.

Новый мир

кадр из сериала "Ночной администратор"

Романы Ле Карре больше подходят для авторского кино. И логично, что экранизацию «Ночного администратора» доверили датчанке Сюзанне Бир. В 2011 году она получила «Оскар» за лучший иностранный фильм («Месть») и целую порцию критики от соотечественника Ларса фон Триера. Последний был недоволен излишней сентиментальностью ее работ. Однако в «Ночном администраторе» от этого не осталось и следа. Здесь Бир строго следует стилю Ле Карре и если и позволяет себе какие-то два важных изменения. Во-первых, все действие перенесли в наше время и в первой серии к шпионской истории добавили фоном события Арабской весны. Во-вторых, следуя моде на сильные женские образы, превратили одного из представителей спецслужб по имени Леонард — в женщину.

Пайн, Джонатан Пайн

кадр из сериала "Ночной администратор"

«Ночной администратор» по настроению — что-то среднее между «Самым опасным человеком» и фильмами о Бонде. В последнем случае Том Хиддлстон порой выглядит куда убедительнее Дэниэла Крэйга. Как и в последних сериях бондианы он также теряет свою возлюбленную, переживает внутреннюю драму и практически не выдает своих эмоций. Сюзанна Бир явно вдохновлялась фильмами Сэма Мендеса. Вот только в ее версии куда меньше действий и однозначности. В отличие от Бонда, Пайн не решает все с помощью оружия, а прибегает к куда более изощренным схемам. Его задача — разоблачить соперника, полностью доказав его виновность. При этом действовать ему приходится с постоянной опаской: быть разоблаченным, стать жертвой очередной утечки. В мире «Ночного администратора» нельзя доверять никому, а ночная жизнь героя кажется отличной аллегорией на окружающую его реальность.

Ретро

кадр из сериала "Ночной администратор"

Важное достоинство сериала — актерский тандем Хиддлстона и Хью Лори. Первый играет человека, всю жизнь пытавшегося забыть ужасы прошлого: будь то война или смерть возлюбленной. Он работает ночами в отеле и старается быть со всеми предельно вежливым. Второй — обворожительного миллиардера, зарабатывающего на смерти. В самом начале героя Лори представляют как успешного филантропа. Он мелькает по ТВ, улыбается направо и налево. Но и тот, и другой за мнимой простотой скрывают настоящее лицо. В этом и есть одна из особенностей сериала: главные герои здесь являются не теми, кем есть на самом деле. А их противостояние напоминает искусную интеллектуальную игру. Как в классических фильмах 40-60-х годов, зрителю известны все причины их действий и главное удовольствие заключается вовсе не в динамичных сценах (их тут почти нет), а в том, что скрывается за ними: взгляд, неосторожно брошенное слово или продолжительная слежка, где один неверный шаг может стоить жизни.