«Крах»: «Темный спуск» с Джиллиан Андерсон

oKino.ua о первой серии нового британского сериала «Крах» (The Fall), который знаменует собой возвращение на экраны актрисы Джиллиан Андерсон — ее мы помним по роли агента Скалли в культовых «Секретных материалах».

Прежде всего стоит сказать о том, что актерская слава — вещь непредсказуемая. Кто-то оказывается в заложниках прославленного амплуа и не может из него вырваться, а кому-то в силу возраста просто не удается получить желаемые хорошие роли. Джиллиан Андерсон попадает под эти два обстоятельства: за 10 лет после завершения «Секретных материалов» она играла в большом кино, но далеко не на передовых позициях. Казалось бы, о ней все забыли. Однако новый проект BBC — серьезная часовая детективная драма «Крах» — с легкостью выводит Андерсон из ее сложной ситуации.

«Крах»: «Темный спуск» с Джиллиан Андерсон

Джиллиан играет в сериале начальницу сыскного отдела Стеллу Гибсон, которую вызывают из столицы в Белфаст для расследования одного странного убийства. С первых минут перед нами предстает холодная властная женщина, которая мыслит последовательно и глубоко, и, как кажется, точно знает, что нужно делать и чего ей хочется. Действие мы наблюдаем с двух ракурсов: собственно, представителей закона и того, кто совершает преступления, — серийного убийцы. Маньяк в «Крахе» (во всяком случае, в первом эпизоде) прорисован в соответствии с последними киношными тенденциями: он не простой психопат, а человек с историей. У него есть двое маленьких детей (мальчик и девочка) и должность психоаналитика. Он проводит сеанс психотерапии с молодой несчастной парой, дает им возможность высказаться, а сам тем временем зарисовывает портрет девушки-пациентки в обнаженном виде. Или же забирается в дом жертвы, копается в ее нижнем белье (кое-что забрав себе), проникается атмосферой ее дома. Одним словом, его действия не кажутся импульсивно-спонтанными, они как раз находятся в сфере его профессиональных психоаналитических интересов. Хотя тут не нужно даже объяснять, что грань допустимого пройдена (этот парень ведь убийца), вопрос лишь в том — почему.

«Крах»: «Темный спуск» с Джиллиан Андерсон

К самой же Стелле Гибсон местные инспекторы относятся с подозрением; здесь очевидный конфликт «провинция — столица». Из-за этого и предположение Гибсон о том, что убийство, которое она приехала расследовать, на самом деле не единичный случай, а дело рук серийного убийцы.

«Крах»: «Темный спуск» с Джиллиан Андерсон

В общем, в «Темном спуске» продемонстрировано достаточно для того, чтобы каждый мог решить для себя: смотреть или нет. «Крах» — нордическая детективная драма, со всей спецификой этого жанра. Любителям неожиданностей и допустимого сюрреализма, чего полно, например, в новом «Ганнибале» с Мадсом Миккельсеном, будет, пожалуй, скучновато. А всем поклонникам старорежимной криминалистики вроде сериала «C.S. I. Место преступления» «Крах» придется по душе. Мы все же решили еще понаблюдать за сериалом: все-таки появление Джиллиан Андерсон дорогого стоит.

Заметки на полях:

На удивление, почти всем критикам премьера «Краха» понравилась. Даже чопорное издание Guardian хвалит: «Очень умный, вдумчивый, держащий в напряжении, местами — пугающий, где нужно, сериал. Главный акцент в нем — на удачно прописанных персонажах. И еще есть там что-то скандинавское. Скандинавский нуар? Подвинься, Дания, Белфаст теперь новый Копенгаген? Вполне может быть».

Джиллиан Андерсон о том, как пришло решение сыграть Стеллу Гибсон: «Дело в том, что она разительно отличается от всех персонажей-представителей закона, которых я играла до этого. Это и вызвало у меня нешуточный интерес. Ну, и еще, разумеется, Аллан Каббит (создатель сериала) на меня повлиял. Человек сумасшедшей энергии и обаяния. После того как я с ним встретилась, послушала про то, как он одержим своими героями и процессом написания сценария, я просто не могла ему отказать».

Контраст изображаемого в «Крахе» убийцы: с одной стороны, семейный человек, с другой — отъявленный психопат, вероятно, никогда не устареет. Финальная роль, после которой этот типаж можно считать исчерпанным, еще не сыграна. Посмотрим, сможет ли сериал сказать что-то новое об этом типаже.

С чем связана высокая популярность детективных сериальных триллеров в последнее время? Может быть, с растущим страхом людей перед социумом, а может, с позитивной реанимацией образа слуг закона в сознании? Здесь тоже поле для размышлений.