5 января стартовал новый проект телеканала MTV «Хроники Шаннары» — фэнтези-сериал по культовым романам Терри Брукса. Само шоу должно вернуть на ТВ моду на эльфов и прочих сказочных существ, на деле же оно пока напоминает ремейк на «Дневники вампира». oKino.ua выясняет главные недостатки и достоинства нового сериала.

Хроники Шаннары

Аргументы «за»:

Отличный первоисточник. Романы Терри Брукса всегда оставались в тени произведений Толкина, что до сих пор кажется несправедливым. Ведь в первых также был собственный продуманный мир, мифология и многочисленные герои с их личными драмами и демонами. Эльфы здесь традиционно были правителями мира, вместо магов самыми яркими волшебниками считались друиды, а вся история традиционно крутилась вокруг «эльфийских камней» и волшебного древа, считающегося последней преградой на пути темных сил. В сериале этот мир остался узнаваем (от красивых видов до его обитателей) и это главное достоинство шоу.

Реинкарнация фэнтези. «Хроники Шаннары» должны вернуть моду на фэнтези, которая вместе с художественным провалом «Хоббита» пошла на спад. Если раньше для подобного нужны были серьезные бюджеты, теперь же, благодаря компьютерным технологиям, создавать воображаемые миры стало куда проще и менее затратно. «Хроники Шаннары» отличное тому доказательство. Небольшой бюджет здесь дает неплохие декорации и визуальные эффекты. А сам мир, созданный на экране, кажется весьма реалистичным. Более того, он напоминает многие компьютерные игры: от знаковых «Neverwinter Nights» до серии настолок «Dungeon and Dragons».

Отсылки к поп-культуре. «Хроники Шаннары» созданы каналом MTV — и это также важный момент. Сериал буквально нашпигован отсылками к популярной культуре. Более того, все, что происходит на экране, можно назвать визуальной поп-энциклопедией в фэнтезийном мире. Юные эльфы здесь напоминают модных хипстеров, их развлечения — последние популярные подростковые фильмы (все, к примеру, начинается с конкурса в стиле «Голодных игр»). Сам же их мир изначально выглядит аллюзией на современную городскую среду обитания подростков среднего класса. При этом все образы словно сошли с популярных видеоклипов, а многие персонажи кажутся двойниками Джастина Бибера или Арианы Гранде.

Хроники Шаннары

Аргументы «против»:

Топорный сюжет. В романах Терри Брукса всегда был довольно четкий и продуманный сюжет. Согласно ему, вначале появлялся юный герой со скрытой силой, а вся последующая история была его путем к некой «точке А» и к обретению этой самой силы. В сериале от подобного решили отказаться и напихать в него всевозможные сюжетные линии, которые мы миллионы раз видели раньше. Здесь вам и предательства, зависть, распри между своими, некие политические игры и извечное противостояние добра со злом. При этом в сериале вообще нет полутонов (герой или плохой, или хороший до боли в зубах). А вся мотивация сводится к банальному: так надо, чтобы победить зло.

Не самая удачная смесь «Сумерек» и «Дневников вампира». Возможно, это и не очевидный недостаток, а даже плюс для любителей упомянутых произведений. Вот только «Хроникам» эта странное подражание явно не идет на пользу. Отказавшись от роуд-муви, к которому близок почти каждый роман Брукса, создатели шоу решили опираться именно на «Дневники вампира» (и частично «Сумерки»). Как и в этом сериале, в «Хрониках» герои — это молодые люди с глянцевыми лицами, которую большую часть времени ведут совершенно серьезные разговоры на совершенно нелепые темы. Иронией тут почти и не пахнет, а каждый персонаж — прежде всего набор штампов и клише. Время от времени их разговоры прерываются столкновением с плохими (демонами), после чего все снова благополучно возвращается на круги своя — то есть к жизни, где любовный треугольник доставляет молодым людям куда больше терзаний, чем спасение мира.

Неинтересные персонажи. У каждого из главных героев есть своя драма. Кто-то пытается доказать что-то своему отцу, кто-то — исполнить волю матери, кто-то просто одержим местью. На словах это, пусть и заезжено, но звучит интригующее. На деле же не играет никакой роли. Главные герои похожи на манекенов, расставленных в красивых декорациях. Им тяжело сопереживать, за их действиями не интересно следить. В какой-то мере — это лишь ролевые модели для совсем юных зрителей.

Спекуляция на теме. К четвертому эпизоду становится окончательно понятно, что фэнтезийный мир Терри Брукса — маркетинговый предлог, для создания классического подросткового шоу в необычных декорациях (то есть, то чем были уже упоминаемые «Дневники вампира»). Имея в качестве отправной точки знаковое фэнтези, создатели сериала сразу понимали, что в нем их интересует только фэнбаза и условные сюжетные линии, которые можно использовать в своих целях. И если декораторы и специалисты по визуальным эффектам еще следовали Бруксу, то сценаристы уже имели совсем другие цели. С одной стороны — это интересный шаг: вернуть моду на фэнтези, подавая его под популярной оберткой. С другой — здесь явно попахивает спекуляцией.

Много слов, мало дела. Многие из этих недостатков можно было бы простить, если бы у шоу был динамичный сюжет. Но большинство экшен-сцен пока носят эпизодический характер, а все действие строится на многочисленных диалогах. Герои проговаривают все на свете, а их слова лишены какого-либо смысла. Причем, если вы будете смотреть шоу на языке оригинала — то фальшивых ноток в этих диалогах вы найдете с лихвой. Так что озвучка только идет сериалу на пользу.

Вердикт: смотреть поклонникам подростковых фэнтэзи с романтической составляющей. Читавшие оригинальные произведения Брукса будут, скорее, разочарованы.