На днях на SundanceTV состоялась премьера третьего сезона «Ошибок прошлого» — сериала о человеке, который пытается заново строить свою жизнь после 19 лет, проведенных в камере смертников. «Ошибки прошлого» классифицируют как «южную готику», поэтому сегодня oKino.ua вспоминает пятерку лучших сериалов этого своеобразного поджанра, раскрывающего мрачные стороны жизни на Юго-востоке США.

Настоящий детектив

Штат Луизиана является одним из главных героев первого сезона «Настоящего детектива», наравне с парочкой МакКонахи и Харрельсона, расследующих оккультное убийство женщины и тайну Желтого Короля. Вязкой, лавкрафтианской атмосферой юга была пропитана каждая сцена сериала. И эти южные ландшафты являются ключевой метафорой в понимании «Настоящего детектива»: отравленная земля отложила яд и в населяющих ее людей. Поэтому за открыточной «природой» и фермерским благополучием мы (вместе с Растом Коулом и Марти Хартом) находим притон с малолетними проститутками, последователей очередного религиозного культа и наконец — настоящего монстра в человеческом обличьи, который стрижет школьные газоны. «Man is the cruelest animal» — эта цитата из Ницше, которую повторяет герой МакКонахи, в общем, и передает все то мрачное обаяние этого сериала, который ко второму сезону резко поменял курс. Но первый сезон обязательно занесут в современную классику «южноготического» жанра.

Шериф из преисподней

Этот сериал в первую очередь очаровывает фирменной эстетикой телевидения 90-х. В центре повествования — Лукас Бак, являющийся одновременно воплощением Сатаны и шерифом полиции в одном крошечном городке. Воплощением не в буквальном смысле (без тривиальных рогов на голове), а скорее — в фаустовском понимании. Этот персонаж постоянно провоцирует местных жителей совершать гнусные, порочные поступки, сбивает их с правильного пути. Но вместе с этим Лукас великодушен и оставляет за каждым возможность выбирать — демонического искушения по идее можно и избежать. А еще в «Шерифе из преисподней» любопытная линия противостояния Бака, посланника Сатаны и его собственного сына, который сопротивляется ему.

Американская история ужасов

Райан Мерфи и Брэд Фалчук в своей антологии «Американская история ужасов» последовательно издеваются над самыми избитыми штампами хоррор-жанра, раскрывая через них окружающую действительность и природу человека. Именно поэтому второй сезон про психбольницу оказывается многогранной притчей, в которой в том числе находится место для запретной любви к монахине. А в «южную готику» можно смело записывать третий и четвертый сезон антологии. Третий сезон — про юных ведьм в Луизиане, которых обучают использовать свою деструктивную силу. В нем даже можно встретить Марию Лаво, одну из самых знаменитых ведьм в истории, которую считают основательницей «вуду Луизианы» — особого вида религиозных практик, связанных происхождением с африканской диаспорой штата. Действие же четвертого сезона происходит в городке Джупитер, штат Флорида, неподалеку от которого останавливается фрик-шоу Эльзы Марс. 1952 год, популярность фрик-шоу уже свое отжила, и вдобавок к этому стоит напомнить о классическом темпераменте рядового южанина, которому далеко не по душе соседство с «уродами»: бородатой женщиной, сиамскими близнецами и так далее. Начинаются конфликты…

Правосудие

Ковбойская шляпа, смелость, уверенная поступь и способность первым выхватить пистолет — вот главные признаки федерального маршала Рейлана Гивенса, который всегда суров, справедлив и не допускает ошибок. «Правосудие» — это крепкий неовестерн, штучный продукт, который местами заслуживает сравнений с книгами Кормака Маккарти. Здесь «южная готика» играет всеми красками, а зла как абсолютной величины, конечно же, в сериале не существует. В «Правосудии» нет витиеватости и изящества «Настоящего детектива» или же высокохудожественной мистики в духе «Американской истории ужасов». Сюжет этого шоу прямой как стрела: пересказать его можно буквально на пальцах. Но смотреть его стоит не ради истории, а ради самого процесса. Шесть сезонов про несдержанную «деревенщину» из Кентукки, среди которой встречаются поистине яркие персонажи вроде Бойда Краудера — одержимого библейскими идеями преступника со скинхедовским прошлым.

Карнавал

Эту амбициозную мистическую драму от HBO про бродячий цирк времен Великой Депрессии часто называют «современным «Твин Пиксом». Здесь есть схожий мотив величайшего противостояния Небес и Тьмы (только у Линча он не так явно проявлен), в актерском составе имеется карлик Самсон (тот самый карлик Майкл Дж. Андерсон из «Твин Пикса»), а через весь сериал рассыпаны странные сцены. Например, уже в первой серии мы видим, как женщину тошнит монетами прямо перед священником. Однако на самом деле «Карнавал» намного сложнее устроен, чем «Твин Пикс», и преследует совсем другие цели. Творение Линча несколько упростило тьму, поместив ее в образ злого духа Боба, а южноготический мрак «Карнавала» намного более многогранен. В общем, если вам не жалко одного-двух месяцев своей жизни, их смело можно тратить на просмотр этого сериала и последующее теоретизирование вместе с группкой фанатов: куда бы история двинулась дальше, если бы «Карнавал» не закрыли после двух сезонов?