ОМКФ 2014. День 6: турецкая тоска, грузинская любовь и поводырь для Украины

oKino.ua. 17 июля, 2014 0

Главным фильмом шестого дня фестиваля, безусловно, является «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана — более чем трехчасовой турецкий гигант, призер Каннского фестиваля. Главный герой владеет отелем в центральной Анатолии, где и проживает с женой и сестрой. Аскетичный гористый рельеф, буквально врезанные в скалы строения отеля становятся декорациями действия и добровольной тюрьмой для героев. Многое связывает этот фильм с театром, как по форме, так и по драматургии. Замкнутость пространства, линейность времени, ограниченное число взаимодействующих лиц. Тут можно усмотреть и крепко сколоченную чеховскую драматургию («Вишневый сад», «Три сестры») и брехтианство с его отстранением и морализаторством. Герои богаты, хорошо образованы. Все их разговоры о высших ценностях лицемерны, жизни пусты, они лгут друг другу, но, прежде всего, самим себе. «Зимняя спячка» — кино, просмотр которого требует терпения и интеллектуальной работы. В фильме обозначено множество культурных кодов, но не все легко считаются, возможно, некоторые предназначены исключительно для турецкого зрителя.

Кадр из фильма «Зимняя спячка»

Украинский фильм «Поводырь» Олеся Санина представлен сразу в двух конкурсных программах — международной и национальной. Каждый украинский полнометражный фильм, будь то отстой или хорошее кино (хотя с последним у нас пока туго) — это уже радостное событие, так как показывает, что кинопроцесс идет и, в конце концов, количество должно породить качество. Фильм рассказывает о судьбе кобзарей времен сталинского «эффективного менеджмента» и судьбе мальчика, сына американского инженера, который хочет найти отца и не попасться в руки к гэпэушникам. Шедевром этот фильм не назовешь — некоторая банальность диалогов, не всегда мотивированные поступки героев, игра актеров далеко не безупречна. Но есть ряд преимуществ, которые делают фильм достойным внимания. Первое, что бросается в глаза, так это качественный пост-продакшн — спецэффекты, работа с цветом. Поскольку часть событий проходила в Харькове, который был в то время столицей авангардного искусства, в фильме воспроизведены некоторые конструктивистские композиции и даже театральные костюмы. Но все же главное — это те, исторические события, на которых основан фильм — расстрел в 30-х годах порядка двухсот кобзарей под Харьковом.

Кадр из фильма «Поводырь»

Еще один участник международного конкурса — «Свидания вслепую» Левана Когуашвили. Легкая история любви 40-летнего Сандро и Мананы. Сандро флегматичен и инфантилен, ему сложно справиться со своей жизнью. У Мананы только что выпустили мужа из тюрьмы. По странному стечению обстоятельств Сандро проводит с ним целый день и узнает такое, о чем Манана и знать не знала. Только неизвестно, сможет ли Сандро, в конце концов, принять какое-то решение в своей жизни Автор с деликатность относится к своим героям и, кстати, к городу, в котором развивается действие, к старому Тбилиси.

Кадр из фильма «В деревьях»

Один из последних сеансов этого дня — первый блок украинских короткометражек. В него попали работы как профессиональные, так и дебютные. Вкратце о каждой их них. «В деревьях» Марыси Никитюк гопники, спасаясь бегством от стаи собак, влезают на дерево и ведут философские беседы «за жизнь», и как поссать, не снимая штанов. Собственно, в последнем, кажется, и заключается идея фильма.

За плечами Зазы Буадзе уже не один проект, поэтому его короткометражка «И Бог сделал шаг в пустоту» о рассорившейся пожилой паре выглядит вполне профессионально. Фильм «Листопад», по словам режиссера Марии Кондаковой, отобран в конкурсную программу фестиваля в Локарно. Короткая история о близости уличной уборщицы и бывшего заключенного. Колоритность персонажей подтверждается их диалогами.

Кадр из фильма «Листопад»

«Портрет» Максима Якобчука о путешествии авангардной картины с выставки на свалку. «Простые вещи» Александра Ратия — кино о двух 60-летних подругах. Одна из них умирает, но все равно продолжает приходить к другой, спасая ее от одиночества. Качественный, в плане обработки изображения, «PTSD» Алексея Соболева и Михаила Коротеева — клип о последних мгновениях жизни солдата, наступившего на мину. Еще одна визуальная работа без четко обозначенного сюжета — это «Вернуться с рассветом» Наримана Алиева — притча об отношениях отца и сына, крымских татар. На украинском показе традиционно зал был заполнен, и, если судить по реакции публики, то наш зритель способен принимать отечественное кино, прощая ему его недостатки.

Автор - Алиса Миримская

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

Смотреть фильмы онлайн