В oKino.ua решили вспомнить главные фильмы о шпионах: от лучшего британского фильма всех времен и культовой ленты Альфреда Хичкока до обновленного Джеймса Бонда.
Экранизация романа Джона Ле Карре, по которому в конце 70-х успели снять довольно успешный мини-сериал. Телеадаптация была классическим британским сериалом — сдержанным и холодным. Киноверсия добавила к этому особую эстетскую составляющую. На дворе те самые 70-е, разгар холодной войны и сотрудник спецслужб Джордж Смайли (Гари Олдман) пытается разоблачить двойного агента, проникшего в управление МИ-6. Все расследование проходит неспешно, диалоги полны изысканного юмора, а некоторые из героев, кажется, сошли с обложек модных журналов тех лет. В общем, если с чем и можно сравнить фильм Томаса Альфредсона, так с сериалом «Безумцы», перенесенным в мир секретных служб Туманного Альбиона.
Если сегодня образцом стильности может считаться фильм «Шпион, выйди вон!», то в конце 50-х подобным званием могла похвастаться эта лента Альфреда Хичкока. Самый изысканный актер Голливуда Кэри Грант, соблазнительная Ева Мари Сэйнт и запутанная история о человеке, которого все принимают за опасного шпиона. За ним охотятся местные спецслужбы, а полиция обвиняет его в убийстве, которого он не совершал. Чтобы выпутаться из такой передряги, ему предстоит рассчитывать только на себя и свою загадочную спутницу. В шпионский сюжет Хичкок также протащил и сексуальный подтекст: невинный, на первый взгляд, эпизод в поезде с участием героев Гранта и Сэйнт считается эталонной эротической сценой, где самого секса нет.
Лучший британский фильм XX века и один из лучших фильмов в истории кино. «Третий человек» — это странный гибрид нуара, детектива и шпионского триллера. Главный герой, автор бульварных романов Холли Мартинс, приезжает в послевоенную Вену к своему давнему приятелю. Но накануне его визита тот погибает, а полиция вешает на мертвеца все смертные грехи. Чтобы снять с друга обвинения, Мартинс берется за собственное расследование, открывая самые страшные тайны послевоенного мира. «Третий человек» даже сегодня поражает не только острым сюжетом, но и завораживающим операторской работой, вдохновленной экспрессионистскими фильмами 20-х годов. Ради создания особой атмосферы в фильме режиссер Кэрол Рид долго выбивал у студии разрешения снять большинство сцен не в павильоне, а в настоящей Вене, которая только приходила в себя после Второй мировой войны.
В то время как в Советском Союзе в страхе всех держало КГБ, в Восточной Германии за подобное отвечало Штази. О его работе и идет речь в фильме Флориана Хенкель фон Доннерсмарка. По сюжету, одному из проверенных сотрудников Штази Герду Вислеру поручают следить за драматургом Георгом Драйманом. Но агенту все сложнее писать доносы, чем больше он проникается жизнью того, за кем следит. Вислер постепенно разочаровывается в системе с ее бесчеловечностью и тотальным контролем. «Жизнь других» можно рассматривать как доходчивый и сентиментальный рассказ об ужасах Штази для чайников. За это он даже получил множество наград, среди которых и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Экс-супруга Джеймс Кэмерона Кэтрин Бигелоу всегда славилась фильмами о людях, одержимых своих делом. В последние годы за ней закрепилась еще и тема войны на Ближнем Востоке. Формально «Цель номер один» — рассказ об убийстве Усамы бен Ладена. На деле же, это история о цэрэушнице, зацикленной на своем задании, а именно — поимке некогда «террориста № 1». Причем если большинство шпионских фильмов, по обыкновению, являются экшенами и триллерами, то кино Бигелоу держится на том, что всегда остается за кадром: будь то аналитическая работа или выбивание признаний. Отчего финальная сцена, где бен Ладена, наконец, захватывают, выглядит отдельным фильмом в фильме.
История борнианы чем-то напоминает историю с фильмом «Шпион, выйди вон!». Сначала была книга, вернее серия книг, писателя Роберта Ладлэма. Затем телефильм 1988 года с Ричардом Чемберленом в главной роли. А уже потом и франшиза с Дэймоном и Реннером. Показательно, что сами книги изначально задумывались как своеобразный ответ Джеймсу Бонду, в отличие от которого герой Ладлэма не работал на спецслужбы, а наоборот — пытался с ними всячески завязать. Но если в книгах много внимание было уделено разговорам и различным политическим хитростям, в кино от этого почти не осталось и следа. Зато получилась эффектная серия боевиков, с помощью которых можно просто расслабить мозги.
Режиссер Брайан Де Пальма никогда не скрывал своей одержимости Хичкоком. Об этом он не забыл, даже когда ему поручили поставить зрелищный экшен с Томом Крузом. Отсюда и уникальность первой «Миссии». В отличие от сплошного действия, как в сиквеле от Джона Ву или странной версии Джея Джей Абрамса, Де Пальма снял кино, где хватало место и экшену, и триллеру. По сюжету, агента Итана Ханта (Круз) подозревают в двойной игре. Чтобы снять с себя все обвинения, он берется за собственное расследование, в котором ему помогает красавица Клэр (Эммануэль Беар). Отсылки к фильмам Хичкока и к тому же «Третьему человеку» — прилагаются.
Среди всех фильмов о Джеймсе Бонде мы решили остановиться на последнем на сегодня, снятом Сэмом Мендесом. Сама картина получилась неоднозначной, у нее хватало как сторонников, так и противников. Но важно другое — Мендес действительно перезапустил культовую серию. Если раньше фильмы о Бонде различались только исполнителями главной роли, грамотной пиар-компанией и цветом волос девушек Бонда, то «Координатах Скайфолл» к этому добавилась еще и приличная драматическая составляющая.
Еще одна экранизация Джона Ле Карре. Слабо выраженное действие, много диалогов, политическое закулисье и закрученная интрига — вот главные составляющие его стиля. Это было в фильме «Шпион, выйди вон!», это же перекочевало в триллер Антона Корбейна «Самый опасный человек». Глава антитеррористической организации в исполнении Филипа Сеймура Хоффмана охотится за некой террористической организацией в Штутгарте. В это же время в городе появляется беглый чеченский боевик Исса, который может привести его к этой организации. В дело позже ввязываются другие спецслужбы, да и сам Исса оказывается не так прост, как казалось вначале.
«Остин Пауэрс» — это стеб над бондианой и прочими шпионскими историями, вдохновленными книгами Яна Флеминга. Это карикатурный герой с ужасными зубами и завышенной самооценкой, его безумный противник Доктор Зло и многочисленные персонажи с самыми дурацкими фамилиями на свете. Шпионские истории высмеивали многие и до «Остина Пауэрса», но настолько остроумно — вряд ли. Вся заслуга здесь в таланте Майка Майерса, сыгравшего сразу несколько ролей и полностью отвечавшего за сценарий. И в настоящей любви создателей фильма к 60-м, с их музыкой, яркими костюмами и безостановочным весельем.
а "Досье Ипкресс" с Кейном - странно, что его нет в списке... номер один для меня)
нє, ну якщо прочитати, а потім подивитись вказану екранізацію "Шпион, выйди вон!", то це будуть дві великі різниці і сценарій фільму і на третину крутості книжки не потягне. Хоча естетично фільм дуже гарний і актори підібрані чудово... окрім персонажа Джима Прюдо :З A ще б я до списку додала The Debt, може і не найкращий, але вартий перегляду.
Борн, Хант и Бонд тут как родные ))
"Жизнь других" действительно классная, а из Бонда-Крэйга вероятнее выбрал бы "Казино Рояль" вместо "Скайфолла".
Самый опасный человек оказался на удивление хорошим, приятно удивил.
Неплохое кино, конечно, но не более того, ожидал большего.
Остин Пауэрс - лучший)
надо бы пересмотреть его, сто лет назад видел))
+1 тоже давно подумываю о новом просмотре
Для меня самый топовый фильм про шпионов это "Шпионские игры"