История кино — странная штука. Одни фильмы сразу после премьеры становятся важными событиями, о которых говорят все. Другие — наоборот, скромно остаются в стороне, дожидаясь своего времени и зрителя. В этом году хватало подобных фильмов-аутсайдеров. Они вроде были хороши и неординарны, но по разным причинам не имели того успеха, которого явно заслуживали. Вспоминая уходящий год, oKino.ua собрало десятку кинолент, к которым стоит приглядеться повнимательнее.

Сквозь снег

Южнокореец Пон Чжун Хо считается одним из лучших азиатских режиссеров современности. «Сквозь снег» — его голливудский дебют. Фильмы Пона всегда были среди кассовых рекордсменов на его родине, такого же ожидали от его переезда в Штаты. Тем более, в фильме был отличный актерский состав во главе с Крисом Эвансом и Тильдой Суинтон, и сценарий о революции в антиутопическом мире будущего. В США, впрочем, фильм, мягко говоря, не приняли. В Европе он также не снискал славы предыдущих работ Пона, и в украинском прокате от него в последний момент отказались. А ведь если разобраться, то «Сквозь снег» стал фильмом, который вместил в себя историю последних двух лет, с причинами и следствиями большинства революций этого периода. При этом показав все в наглядном комиксовом виде.

Фрэнк

Фильм Ленни Абрахамсона получил ряд призов на небольших кинофестивалях. Имел в своем актерском составе такую звезду как Майкл Фассбиндер. Но в итоге стал скорее событием лишь для небольшой горстки киноманов. К ним, правда, позже добавились и поклонники музыки, увидевшие в истории главного героя, певца с огромной головой из папье-маше, отсылки к разнообразным рок-иконам. Сам же «Фрэнк» — весьма оригинальный фильм, где за историей одного горе-музыканта скрывался грустный рассказ о нашем мире, отрицающем какую-либо анонимность.

Бабадук

Последнее время фильмы ужасов все больше скатываются к банальности и предсказуемости. Азиатские создатели хорроров впали в спячку, а в Голливуде делают ставку на многочисленные ремейки и сиквелы. И самое интересное в данном жанре появляется благодаря стараниям энтузиастов из независимого кино. Сначала была «Ведьма из Блэр», затем работы Тая Уэста, а в этом году — «Бабадук» Дженнифер Кент. Последний хорошо приняли на фестивале «Санденс», но до украинского проката он, разумеется, так и не дошел. А ведь это один из самых оригинальных хорроров года.

Добро пожаловать в Нью-Йорк

История с арестом экс-главы МВФ Доминика Стросс-Кана в свое время не сходила с передовиц мировых изданий. Тогда же стало ясно, что фильм об этих событиях — исключительно дело времени. Однако довольно неожиданно снять его решился не кто-то из признанных мастеров байопиков вроде Оливера Стоуна, а главный фрик американского кино Абель Феррара. Как результат, картина «Добро пожаловать в Нью-Йорк» стала странной историей не столько о Стросс-Кане, сколько о цинизме и деньгах, правящих миром. Ну и плюс, Феррара умудрился найти в одиозном политике что-то личное (одержимость сексом, например) и вставил в ленту несколько автобиографичных и даже исповедальных моментов.

Святой Лоран

С фильмом Бертрана Бонелло почти та же история, что с работой Феррары. Накануне выхода снятой им кинобиографии известного кутюрье все уже увидели глянцевый байопик Джалиля Леспера. Все также знали, что историю Леспера одобрили родственники и близкие Сен-Лорана, в то время как картину Бонелло они, наоборот, пытались всячески запретить. В общем, от «Сен-Лорана» действительно ждали скандальных фактов и прозрений. На деле же получилась пространная история о том, что Ив Сен-Лоран, несмотря на известность, так и остался человеком-загадкой, жизнь которого всегда напоминала собственноручно созданный миф в лучших традициях Марселя Пруста.

Люси

Люка Бессона давно считают нестабильным режиссером. Он может выдать народный хит, а может снять откровенный шлак. «Люси» чаще всего относят к последнему. Но в то же время сам фильм — это возвращения Бессона к своим истокам, к той же «Никите» или «Подземке». От первого здесь девушка-убийца, истребляющая всех на своем пути, от второго — шизоидальная атмосфера мира на грани. Среди недостатков — навязчивая параллель между животными и людьми. Но и это можно списать на то, что «Люси» — это прежде всего плохой наркотрип, а уже потом всё остальное.

Помпеи

Пол У. С. Андерсон — один из главных режиссеров фильмов категории «Б». В этом одновременно его величие и беда. Даже получая внушительный бюджет, он все равно делает кино на грани трэша. «Помпеи» — яркий тому пример: банальный сюжет, клишированные герои и сюжетные ходы, которые мы видели сотни раз. Вот только снято всё это с таким детским восторгом и воодушевлением, что это не может не подкупать. Возможно, Андерсон родился не в то время, а возможно, зритель сегодня стал особенно черств к старому доброму развлекательному кино. Ведь выйди этот фильм в 90-х — он бы обязательно стал большим хитом, в 2014 же его признали очередной режиссерской неудачей.

Рейд 2

Первый «Рейд» — был одой классическим боевикам из 90-х и приветом фильмам с Марком Дакаскосом и балетным экшенам Джона Ву. Вторая часть — продолжает эти традиции. Здесь еще больше ураганного драйва, стрельбы и боен стенка на стенку. При этом режиссеру Гарету Эвансу удалось вывести все на высший уровень: из замкнутых пространств на улицы, из локального конфликта к целой войне. Как и первая часть, «Рейд 2» не сумел собрать внушительных сумм в прокате, зато также стал культом среди поклонников боевиков.

Ровер

Кино 80-90-х постепенно возвращается в моду. «Ровер» — пример этого возрождения. Его режиссер Дэвид Мишо не скрывал, например, что вдохновлялся «Безумным Максом». Здесь также есть постапокалиптический мир, герой-одиночка и бескрайние австралийские пустыни. Однако Мишо рисует еще более печальное будущее — мир, который до боли похож на нашу современность, но где уже нет никакой надежды на спасение.

Секс-видео

Он и она решают снять свой секс на видео, чтобы вернуть браку утерянную остроту чувств. Видео расходится среди соседей, и все, что теперь нужно несостоявшимся порноактерам, — это отобрать у всех планшеты с разосланным фильмом. Дальше много разнообразного юмора, дурацкие ситуации и ожидаемый хеппи-энд. «Секс-видео» — кино в стиле Джудда Апатоу со всеми его плюсами и недостатками. То есть фильм, который нужно смотреть просто отключив мозг. Если вам удастся подобное — хорошее настроение обеспечено. Нет — вас ожидает полтора часа пошловатого кино, где все выглядит до ужаса нелепо. В США этот фильм не приняли вовсе, за рубежом — сдержанно. А зря.