Нынешний год полон событий не только в украинской социальной и политической жизни, но и в отечественном кино — к счастью, событий хороших. Наши фильмы показывают в Каннах, Карловых Варах и не только. Наперекор всему снимаются и готовятся к прокату новые большие фильмы. Сейчас в разгаре Одесский кинофестиваль, где проводится традиционный национального полного и короткого метра, а также питчинг. Учитывая эти маленькие и большие победы украинского кино, oKino.ua напоминает, чего хорошего, а главное — родного, надо ждать на экранах.

Майдан

Реж. Сергей Лозница

Премьера: 18 июля — на Одесском кинофестивале, с 24 июля 2014 — в прокате

О чем: документальная хроника зимних событий на Майдане — от мирных народных акций до гибели людей.

Зачем смотреть: хоть и сделанное по свежим следам, но это переосмысление самых значительных протестов за все время независимости Украины. Кому-то этот фильм покажет Майдан с другой стороны, кому-то поможет переоценить его значение, но никого не оставит равнодушным. Непробиваемые обычно кинокритики в Каннах, где картину показали впервые, уходили с сеанса в слезах. В любом случае, «Майдан» — это важный кинодокумент, которых новейшей истории Украины так не хватает.

Племя

Реж. Мирослав Слабошпицкий

Премьера: 11 сентября 2014

О чем: в интернат для слабослышащих приходит новый ученик. Там ему придется столкнуться с бандой подростков, промышляющих такими делами, от которых волосы встают дыбом.

Зачем смотреть: «Племя», конечно, эксплуатирует ужасы жизни в постсоветском обществе и обещает много шокирующих сцен, но пользуется при этом новаторским приемом. В картине нет ни единого слова, ни закадрового текста, ни субтитров — герои общаются на жестовом языке. Это и покорило западных критиков, которые не устают рассыпаться Слабошпицкому в комплиментах. Еще одна причина увидеть эту картину — его выпускают в прокат в Западной Европе и покажут в США. Они посмотрят — значит, мы тоже должны.

Поводырь

Реж. Олесь Санин

Премьера: 16 июля 2014 года на Одесском кинофестивале

О чем: о сталинских репрессиях против украинских кобзарей. К главному герою, слепому музыканту, прибивается мальчик — сын американца, убитого в Украине энкаведистами. Но жить мирно они не смогут, ведь власть готовит чистки среди населения.

Зачем смотреть: это вторая художественная лента Олеся Санина после спорного и обсуждаемого «Мамая». «Поводырь» — очередная, и надеемся, что удачная, попытка отечественного кино откликнуться на трагические страницы нашей истории. Кроме того, это дебют певицы Джамалы как актрисы и писателя Александра Ирванца как сценариста.

Братья. Последнее признание

Реж. Виктория Трофименко

Премьера: осень 2014

О чем: приехавшая в село писательница пытается разобраться в истории двух братьев, которые за последние сорок лет не произнесли другу другу ни слова.

Зачем смотреть: «Братья» должны быть крепкой психологической драмой, с по-европейски глубоким подтекстом, но с украинским колоритом. Ведь в основе сюжета лежит произведение шведского интеллектуала Торгни Линдгрена «Шмелиный мед», действие которого перенесли на Гуцульщину.

Гнездо горлицы

Реж. Тарас Ткаченко

Премьера: весна 2015

О чем: о заробитчанке, которая возвращается из Италии, чтобы разобраться в семейных проблемах. Героиня беременна от иностранца, а дома ее ждут муж и дочь-подросток, попавшая в беду.

Зачем смотреть: «Гнездо горлицы» — попытка совместить социальную тематику с нежностью отечественного поэтического кино, к которому не равнодушен Тарас Ткаченко. Для режиссера, некогда снявшего наивную и веселую короткометражку «Трагическая любовь к неверной Нюське», это будет дебют в полном метре, а для комедийной актрисы Риммы Зюбиной — возможность проявить талант в драме.

Хроники

Реж. Иван Кравчишин

Премьера: декабрь 2014

О чем: три комедийные новеллы — о неудачном футбольном матче, свадьбе и странном завещании, действие которых происходит в украинском селе.

Зачем смотреть: это следующая киноработа режиссера Ивана Кравчишина после «помаранчевого» и в свое время недооцененного фильма «Прорвемся!». Новую картину постановщика описывают как кино в стиле Кустурицы, но с настоящим галицким духом, а также сочетанием юмора и философского подтекста. А одну из ролей в «Хрониках» сыграл Богдан Юсипчук — восходящая звезда нашего кино и финалист конкурса «Мистер мира-2014».

Толока

Реж. Михаил Ильенко

Премьера: неизвестно, съемки фильма прервались в прошлом году из-за нехватки денег и возобновятся, когда государство профинансирует работу

О чем: экранизация небольшой баллады Тараса Шевченко о том, как девушка разбила сердце казаку — только действие фильма растянуто на несколько столетий и приправлено параллелями с ключевыми моментами украинской истории.

Зачем смотреть: Ильенко — величина в украинском кино, хоть и представляет старшее поколение кинематографистов, консервативное в сюжетах и стиле. Но предыдущий фильма Михаила Герасимовича «Тот, кто прошел сквозь огонь» поднял немалую шумиху и публикой был встречен благосклонно. Главный актер этой картины, Дмитрий Линартович, снимается и в «Толоке» — теперь уже вместе с дочерью режиссера Иванной. Судя по трейлеру, Ильенко готовит масштабное кинополотно, в котором есть место и грубому экшену, и драме.

Степное

Реж. Марина Врода

Премьера: неизвестно

О чем: немолодой и разочарованный в жизни мужчина приезжает в село Степное к умирающей матери. Впечатления, люди и атмосфера вокруг дают ему шанс внутренне преобразиться.

Зачем смотреть: «Степное» — полнометражный дебют украинки, три года назад получившей «Золотую пальмовую ветвь». Награду в Каннах за короткометражку «Кросс» режиссеру дали на перспективу, но ожидание ее следующего творческого высказывания затягивается. Проект «Степное» выиграл последний питчинг Госкино и должен был получить половину денег на производство, но из-за смены власти финансирование оказалось под вопросом. Тем временем Врода не сидит без дела: она пока что сняла короткометражку «Улитки», развивающую обозначенные в «Кроссе» идеи.

Носорог

Реж. Олег Сенцов

Премьера: неизвестно

О чем: криминальная драма о бандите по прозвищу Носорог, который завязал с криминалом и пытается адаптироваться к нормальной жизни, переоценивая свое прошлое.

Зачем смотреть: сейчас крымчанин Олег Сенцов — политзаключенный, которому российские власти угрожают двадцатилетним сроком. Снимать «Носорога» Олег планировал в Керчи, он провел кастинги, но начать съемки так и не успел. Фильм должен был задать новую высоту кинокарьере Сенцова — режиссера-самоучки, чья первая картина — психологическая драма «Гамер» — вызвала немалый интерес у нас и за рубежом. Сфабрикованное дело против Сенцова отнимает у Украины одновременно и достойного гражданина, и талантливого режиссера, способного честно показывать нашу современность. Потому «Носорог» — самый ожидаемый украинский фильм, ведь его выход, кроме всего прочего, будет означать, что Сенцов свободен, а справедливость восторжествовала над российским политическим мракобесием.

Оккупация

Реж. Валериу Жереги

Премьера: 2015

О чем: исторический экшен о повстанцах Холодного Яра в 1920-х.

Зачем смотреть: «Оккупация» — наш ответ лавине пропагандистских российских фильмов о войне, революции и т. д. У нас свои герои и своя правда — об этом и кино. Хоть какой-то фильм о Холодном Яре давно просится на экран: тема стала популярной благодаря книгам Юрия Горлис-Горского и Василя Шкляра. Но «Оккупация» основывается не на них, а на киноромане Марка Греся «Вариант Маркони». Главную роль в фильме исполнит украинская и теперь уже канадская кинозвезда Григорий Гладий, а певица и плейгерл Даша Астафьева здесь дебютирует как актриса, примерив на себя образ казачки.