22 июня исполняется 120 лет со дня рождения Эриха Марии Ремарка, великого классика, пацифиста и писателя, чьи романы не раз экранизировали в Голливуде. К этой круглой дате oKIno.ua вспоминает семь самых ярких фильмов по романам Ремарка: от культового «На западном фронте без перемен» до незаслуженно забытой драмы с Аль Пачино.

На западном фронте без перемен (1930)

На западном фронте без перемен (1930)

Написанный в 1929 году роман «На западном фронте без перемен» принес Ремарку всемирную известность. Сразу после публикации права на книгу купили в Голливуде, и уже год спустя на экраны вышел фильм режиссера Льюиса Майлстоуна, который даже сегодня считается лучшей экранизации произведений писателя. Как и в романе, в ленте рассказывается о молодых людях, отправившихся добровольно на фронт и познавших на себе все ужасы войны.

Дорога назад (1937)

Дорога назад (1937)

Все мы знаем роман «Три товарища», но не всем известно, что его мотивы уже встречались в более раннем произведении Ремарка «Возвращение», вышедшем в 1931 году. В нем также речь шла о молодых людях, вернувшихся с войны, и их попытках начать мирную жизнь. Последнее, впрочем, выходило куда более печально: кто-то снова возвращался в армию, кто-то начинал новую борьбу уже внутри страны.

Три товарища (1938)

Три товарища (1938)

Как и в случае с книгой «На западном фронте без перемен», роман «Три товарища» был экранизирован буквально сразу же после выхода из печати. Причем сценаристом картины выступил другой выдающийся писатель — Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Трое героев фильма пытаются адаптироваться к мирной жизни, открывают автомастерскую и ощущают на себе перемены, которые вот-вот приведут страну к новой страшной катастрофе.

Так кончается наша ночь (1941)

Так кончается наша ночь (1941)

Экранизация четвертого романа Ремарка «Возлюби ближнего своего» стала первым американским фильмом, затрагивающим тему Холокоста. Главные герои ленты — беженцы из Германии, противящиеся идеям нацизма. После притеснений на родине они вынуждены искать лучшей доли в других странах, сталкиваясь попутно с насилием и несправедливостью. Сам фильм запомнился еще и отличным актерским составом, где, помимо Глена Форда и Маргарет Салливан, можно было увидеть украинку Анну Стэн.

Триумфальная арка (1948)

Триумфальная арка (1948)

Спустя восемнадцать лет после выхода «На западном фронте без перемен» режиссер Льюис Майлстоун снова обратился к произведениям Ремарка и перенес на экраны его роман «Триумфальная арска». Рассказывалось в нем о докторе Равике (Стивен Бекасси), который во время оккупации Парижа, сбежав от гестапо, помогал местным жителям, пытался справиться с трагедией прошлого и буквально заново обретал себя в любви к героине Ингрид Бергман.

Время любить и время умирать (1958)

Время любить и время умирать (1958)

Режиссер Дуглас Серк в свое время бежал из нацистской Германии, сделав себе имя в Голливуде изысканными и барочными мелодрамами. Так что не случайно, что в 50-х именно он взялся за съемки фильма по роману «Время любить и время умирать», создав одну из самых лиричных экранизаций Ремарка, где все ужасы войны служили скорее фоном к трагичной истории любви между рядовым вермахта и его подругой детства.

Бобби Дирфилд (Жизнь взаймы, 1977)

Бобби Дирфилд (Жизнь взаймы, 1977)

Довольно малоизвестная экранизация Ремарка и это при том, что ее режиссером выступил Сидни Поллак, а главную роль сыграл Аль Пачино. Последнему досталась роль автогонщика Бобби, который не может оправиться после смерти друга. Как это часто бывало у Ремарка, возвращает героя к жизни любовь, которая, впрочем, изначально оказывается обреченной, ведь возлюбленная Бобби смертельно больна (еще один постоянный мотив писателя), и все что есть у героев — это совсем крошечный отрезок времени побыть вместе.