Уважающие себя диктаторы всегда любили кино, и Северная Корея с ее правителями в этом не исключение. Начав свое становление после Второй мировой, к 1970-м годам в КНДР ежегодно выпускали около 50 полнометражных фильмов, позже это количество даже увеличилось. Многие фильмы создавались с оглядкой на Советский Союз, а среди жанров доминировали нравоучительные драмы, мюзиклы и комедии. Сегодня oKino.ua вспоминает пять самых знаковых фильмов производства Северной Кореи: от суровой драмы о японском вторжении до радостной истории шахтерки-акробатки.

Цветочница

Цветочница

Весьма показательно, что один из лучших фильмов в истории северокорейского кино — это суровая драма. Рассказывается в ней о девушке Кот-пун и ее семье, переживающих на себе все тяготы японской оккупации 20-х годов. Юная героиня продает цветы на улице, чтобы купить лекарство больной матери, та, несмотря на болезнь, вынуждена отрабатывать долг помещику. Сестра Кот-пун слепа, а брат, по вине все той же помещицы, сидит в тюрьме. В общем, сам фильм оставляет тягостное ощущение безнадежности, но в то же время показывает, что в свое время в Северной Корее делали весьма натуралистическое кино, которому сегодня могут позавидовать многие фестивальные режиссеры. К тому же фильм снят по театральной постановке, которую, по некоторым данным, написал самолично первый президент КНДР Кир Ир Сен, а главную роль в нем сыграла актриса Хон Юн Хи, считающаяся у себя на родине настоящей иконой.

Хон Гиль-дон

Хон Гиль-дон

Исторический северокорейский блокбастер, который одновременно собирал аншлаги в местных кинотеатрах и пользовался огромной популярностью в братском СССР. В последнем лента считалась первым официальным фильмом с восточными единоборствами, выпущенным в прокат. Одним из его режиссеров выступил Шин Сан-Ок, который ранее вместе с супругой был похищен Ким Чен Иром (детальнее об этой истории можно узнать из документалки «Любовники и деспот»). «Хон Гиль-дон» — это зрелищная история о народном заступнике, который, владея в совершенстве разными видами боевых искусств, бросает вызов всем врагам простых крестьян XVII века. Последние в фильме зачастую представлены японскими ниндзя как намек на сложные отношения со Страной восходящего солнца.

Пульгасари

Пульгасари

Масштабный фильм, снятый все тем же Шин Сан-Оком, по указу Ким Ир Сена, потребовавшего от своего любимого режиссера большую киноленту, которая могла бы переплюнуть западные блокбастеры. «Пульгасари» частично был снят в Пекине, показывал сотрудников японской студии «Тохо», во многом напоминал Годзиллу» и, как и положено порядочному коммунистическому фильму, критиковал капитализм. Кроме того, эта картина опиралась на национальную легенду о чудище, напоминавшем дикую смесь буйвола, медведя, слона и тигра, питающегося железом. «Пульгасари» с успехом прошел на родине, а после был разрешен для показа за рубежом, где должен был продемонстрировать всю силу северокорейского кино. В результате на премьере в Вене режиссеру Шин Сан-Оку и его супруге удалось сбежать от слежки и попросить политическое убежище в посольстве США. Ким Ир Сен, говорят, был в таком гневе, что тут же потребовал удалить имя режиссера из титров и буквально предал его анафеме.

Центральный нападающий

Центральный нападающий

Спорт — еще одна важная составляющая тоталитарной системы. Будь то нацистская Германия, СССР или Северная Корея — спортивные состязания, культ тела и кино об этом из раза в раз становились важной составляющей пропаганды. «Центральный нападающий», правда, не совсем показательный пример подобного кинематографа, ведь политические и нравоучительные моменты здесь оказываются практически за кадром, а основным становится универсальный рассказ о жизни футболиста. Главный герой ленты — восходящая звезда, мечтающая выступать за местную команду. Среди второстепенных персонажей — владельцы клуба, болельщики и игроки. Все вместе это показывает, насколько футбол был важен в КНДР и насколько свежо в стране было воспоминание о чемпионате мира 1966 года, где Северная Корея стала одной из главных сенсаций турнира, успев победить итальянцев и выйти в четвертьфинал.

Товарищ Ким отправляется в полёт

Товарищ Ким отправляется в полёт

Современное кино Северной Кореи не просто продолжает традиции предшественников, но и вовсю привлекает иностранных специалистов. «Товарищ Ким отправляется в полёт», например, снят британцем Николасом Боннером при благословении правительства КНДР и в соавторстве с еще двумя режиссерами. По жанру это музыкальная комедия, напоминающая аналогичные советские ленты об оптимистических женщинах-ударницах. Главная героиня Ким Ен Мин работает на шахте, но мечтает быть воздушной акробаткой. После смерти мамы она забывает об этих планах, но счастливый случай и помощь коллег позволяют ей осуществить свою мечту. Сам фильм полон абсурда, ярких цветов и вечно улыбающихся людей. Последнее, собственно, и должно показать, что жизнь в Северной Корее все так же радостна и прекрасна, а любой человек может запросто осуществить свою мечту.

Смотрите еще: Хакерская атака на Sony Pictures: как Голливуд прогневил корейцев и чем это грозит