До самой премьеры сюжет новой работы Даррена Аронофски оставался загадкой. Скупой на описание синопсис и трейлер не говорили ровным счетом ничего, кроме того, что мы будем видеть много напуганной Дженнифер Лоуренс. Причина такой напускной таинственности теперь ясна: в паре фраз рассказать, что происходит в фильме «Мама!», просто невозможно. Аронофски намеренно запутывает зрителя в ходе сюжета, ведя его от психологической драмы до потерявшей всякую связь с реальным миром притчи. Мы сами несколько раз на протяжении просмотра меняли мнение, о чем же именно говорится в ленте «Мама!», и несмотря на финальное саморазоблачение фильма, мы не рискнем останавливаться на
Осторожно, спойлеры!
Топ-версия: Это история Бога и
Внезапно ближе к финалу «Мама!» оказывается не мистическим триллером, а экранизацией Библии через взгляд женского начала — от Книги Бытия до Книги Откровения. Правда, экранизация не совсем в привычном для нас виде. Вероятно, параллели между сюжетом и Священным Писанием были бы более ясны, если разобраться в иудейском каноне и мифологии или апокрифах (что мы, конечно же, делать поленились). Аронофски вырос в религиозной иудейской семье, но сам рьяным верующим себя не считает, а его убеждения ближе к течениям
Связь «Мамы!» с Книгой книг безошибочно подтверждается, когда герой Бардема называет себя «Я той, що є» — это то же самое, что Иегова в образе Неопалимой купины ответил Моисею (в русском переводе «Я есть Сущий», Исход, 3:14). Незадолго до этого момента нам показывают ускоренную версию рождения, жизни и принесения в жертву Божьего Сына; еще раньше — культы вокруг героя Бардема. Героиня Лоуренс, по этой версии, — это смесь Богоматери и
Версия 2: Экологическое послание
Но героиня Лоуренс — не классическая Богоматерь. Она и жена, и дочь Бога (вспомните шутливое замечание персонажа Эда Харриса о возрастной разнице между супругами), и дом. На ней держится все хозяйство, еда, чистота, гостеприимство, но все пришлые люди относятся к ней
Версия 3: Метафора брака
От размышлений о высоком перейдем к вещам прозаическим. Первую половину фильма, за вычетом мистики, мы наблюдаем на экране историю несбалансированных семейных отношений, в которых одному супругу для полного счастья больше никто не нужен, другой же не мыслит себя без активной социальной жизни. Один — отдает в отношениях все, всем жертвует, включая собственную личность и самореализацию, другой — это лишь принимает, но не отвечает взаимной заботой, а постоянно ищет себя в других. Вполне классическая расстановка отношений в паре, в которой
Версия 4: Ужасы хранительницы домашнего очага
Самая легкомысленная версия, исходящая из предыдущей: Аронофски просто троллит всех поборников патриархальных ценностей и ведических женщин, делающих ставку на брак. Кротость героини Лоуренс дико раздражает, как и ее неисчерпаемое терпение (те качества, которые с детства прививают девочкам в нашей части мира). Все происходящее на экране — кошмар каждой хозяюшки: чужие пришли, увели мужа, сожрали обед, загадили туалет и чего хуже. Но как только ты думаешь, что Аронофски,
Версия 5: Это о миграции
Версия, которой сам Дональд Трамп показал бы большой палец вверх! Обеспеченная консервативная и смешанная этнически пара обустраивает свой дом, не новоприобретенный, а тот, что всегда им принадлежал, тот, который они возродили из руин. Их маленький рай, в котором на всех хватает вкусной пищи и прочих атрибутов уюта. Но вдруг муж латиноамериканской внешности впускает к ним оборванцев с улицы, наглеющих с первой же минуты, бестактных приживал, нарушающих спокойствие дома. Они считают себя в равных правах с хозяевами, пользуются их благами, но сами ничего не делают. К этим чужакам присоединяются их родственники, потом и вовсе
Версия 6: Метафора творчества
Немало внимания в фильме «Мама!» уделено взаимоотношениям поэта и музы. Отношения с творческими людьми, как известно, нелегки, что и показывает история супругов из фильма. «Мышка»-жена остается в тени супруга, который не может жить без вдохновения (а благоверная его не дает в достаточном объеме), признания и обожания поклонников. Тихое семейное счастье, к сожалению, не будоражит воображение, в отличии от всяческих конфликтов и катастроф разного масштаба. Творчество требует жертв и накаленных эмоций. Тяжело быть подругой гения, и Аронофски, возможно, пытается войти в положение женщин из собственной жизни. В
Бонус. Источники вдохновения для фильма «Мама!»:
— «Ребенок Розмари» и фильмы Полански
— фильмы Ингмара Бергмана
— «Антихрист»
— румынская новая волна
— «Виридиана» и «Ангел-истребитель»
— поздний Терренс Малик
Спасибо автору (или авторам, если эта статья – плод коллективного творчества), блестящая выкладка!
Но я бы не отдавал однозначное предпочтение одной из версий. По-моему в фильме в какой-то мере присутствуют все шесть и даже больше. Потому что шестую «творческую» версию можно расширить параллельной темой сотворения и восприятия кумира. Которого сегодня носят на руках, а завтра могут растоптать, любовь к которому, если превращается в фанатизм и страсть, может не только перейти в ненависть, но и просто, сама по себе, стать не созидающей, а разрушающей.
Не покидает ощущение, что начиная снимать «Маму!», Аронофски не имел еще в голове целостного сценария, четкого представления, какие мэсседжи с помощью этого кино ей хочет послать и какие акценты расставить, и играет ими уже по ходу съемочного процесса. С другой стороны уже довелось читать его интервью, в которых режиссер говорит, что сценарий этого фильма сложился за очень короткий промежуток времени, в отличие от ряда его других картин. Так что тут либо ощущения не вполне верные, либо постановщик что-то недоговаривает.
В любом случае, «Мама!» - многослойное и многоплановое в философском разрезе кино, которое придется, наверное, пересмотреть не один раз, чтобы хотя бы в общих чертах представить, что хотел сказать им Аронофски. Принципиальное значение приобретает в данном случае наличие/отсутствие режиссерской версии. Если существуют сцены, не вошедшие в театральную версию, они могут помочь лучше разобраться в том, что мы, собственно, увидели.