С 26 октября по 1 ноября пройдет вторая Киевская неделя критики, в рамках которой зрители смогут увидеть знаковые современные и классические киноленты, выбранные украинскими кинокритиками. К этому событию oKino.ua вспоминает семь культовых кинокритиков, которые навсегда вошли в историю кино и которых боготворили тысячи людей от Квентина Тарантино до Жан-Люка Годара.

Жорж Садуль

Жорж Садуль

Кинокритика как наука во многом сформировалась во Франции. Так что не случайно, что одним из первых великих кинокритиков считается именно француз. Жорж Садуль родился в далеком 1904 году, начинал как сюрреалист, во время Второй мировой войны участвовал в движении сопротивления, позже руководил французской фильмотекой. Но главное, именно он написал в 1946 здоровенную книгу «Всеобщая история кино», вышедшую на русском в 4-х томах, и ставшую настоящей библией для всех последующих поколений киноманов.

Андре Базен

Андре Базен

Основатель культового журнала Cahiers du cinéma, считающегося рупором французской «новой волны». Именно Базена считали своим наставником молодые Годар и Трюффо, и именно к его мнению прислушивались почти все европейские ценители кино 50-60-х. Базен практически открыл миру итальянский неореализм, много писал об американских режиссерах вроде Чаплина, Хичкока и Уэллса и издал книгу с символическим название «Что такое кино?», в которой были собраны все его ключевые работы про кинематограф.

Полин Кейл

Полин Кейл

Любимый критик Квентина Тарантино, который однажды признался: «Я никогда не ходил в киношколу. Полин Кейл была моим профессором в киношколе в моей голове». Сама Кейл в колледже изучала философию, после мечтала о карьере драматурга. Однако с 50-х годов ее жизнь оказалось тесно связано с кинокритикой. Кейл была постоянным автором журнала The New Yorker, а ее рецензии в 60-80-х годах имели такую силу, что буквально способны были похоронить фильм или наоборот вознести его до небес.

Эндрю Саррис

Эндрю Саррис

Постоянный оппонент Полин Кейл, с которой они вместе были двумя полюсами американской кинокритики 60-70-х. Главный апологет в США теории авторского кино, унаследованного от французских коллег из Cahiers du cinéma. Его главной книгой стала «The American Cinema: Directors and Directions», где Саррис вывел собственную градацию режиссеров, состоящую из авторов и постановщиков второго и третьего эшелона, которые не являлись авторами. К последним Эндрю Саррис относил и Стэнли Кубрика, «Космическую одиссею» которого он разнес в пух и прах.

Серж Даней

Серж Даней

Один из последних культовых кинокритиков Франции. Даней прославился тем, что принципиально держался в стороне от кинотусовки и считал, что только так, не заводя дружбы с режиссерами, критик может сохранять объективность. В 1962 он основал малотиражный журнал Visages du Cinéma, где пропагандировал американское кино. Позже продолжил это в другом своем детище — журнале Traffic. В 1964 был автором Cahiers du cinéma. А с 80-х вёл раздел, посвященный кино и телевидению, в еженедельнике «Либерасьон», став одним их первых критиков, усмотревших в телевидении что-то большее, чем развлечение.

Роджер Эберт

Роджер Эберт

Последователь Полин Кейл, во многом превзошедший свою наставницу. Эберт начал свою карьеру в 1967 году в The Chicago Sun-Times, а с середины 70-х попал на ТВ, где вёл собственные передачи о кино. Кроме того, Эбберт написал порядком 15 книг и в 1975 году стал первым кинокритиком, удостоенным Пулитцеровской премии. В 2005 году первым из кинокритиков он получил собственную звезду на голливудской Аллее славы. А в 2007-м журнал Forbes и вовсе назвал его самым влиятельным кинокритиком США.

Джонатан Розенбаум

Джонатан Розенбаум

Родившись в США, в молодости он жил в Париже и был ассистентом у великого Жака Тати. Позже стал ключевой фигурой в фестивальном кино. С 1987 по 2008 годы Розенбаум работал штатным автором еженедельника Chicago Reader, публиковался в ведущих мировых журналах о кино и издал около 11 книг. Именно Розенбаум открывал англоязычной публике современный европейский и азиатский артхаус, он же возвестил мир об иранском кинематографе и десятках режиссеров, обладающих сегодня культовым статусом.