Вестерн — жанр кино, который пленит сердца зрителей вот уже больше столетия. Начавшийся еще с «Большого ограбления поезда» в 1903 году, он жив по сей день, несмотря на то, что его регулярно объявляют мертвым. Пройдя долгий путь развития, вестерн претерпел значительные изменения, которые существенно изменили его первоначальное лицо.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

К 1939 году, когда «Дилижанс» вышел на экраны, вестерн уже сложился как жанр, и одной из его характерных черт было четкое разделение на добро и зло — здесь не было полутонов. И неудивительно, что зрителю этот черно-белый мир быстро наскучил. Выпустив «Дилижанс», Джон Форд тем самым стал отцом классического вестерна — более тонкого, более умного, более глубокого. Это уже была не просто перестрелка ковбоев, а настоящая психологическая драма — первая в истории вестернов. А мастерство, с которым снят «Дилижанс», делает его поистине фильмом на все времена.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

Этот фильм вошел в пятерку лучших вестернов по версии Американского института киноискусств. Если в «Дилижансе» еще можно было увидеть отголоски «картонных» персонажей, то в «Красной реке» их нет и в помине. Примечательно, что конфликт здесь строится не на столкновении классического добра и зла, а на столкновении желаний и целей двух положительных персонажей. Это было весьма нехарактерно для вестерна и вывело его на новый уровень. А неординарность и зрелищность этой ленты позволяют ей занять место на полке лучших фильмов в этом жанре.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

Великий фильм не только в истории вестернов, но и в истории кино вообще. Остросоциальная аллегория на американское общество в эпоху маккартизма, смелость и глубокий драматизм делают его той картиной, которую необходимо посмотреть всем. Являясь абсолютной классикой жанра, «Ровно в полдень» сыграл еще и значительную роль в его развитии. Режиссер Фред Циннеман полностью отказался от канонических шаблонов вроде длительных перестрелок и уезжающих в закат ковбоев, вместо этого сконцентрировался на психологизме. Именно это и стало первым ударом по классическому вестерну, который в дальнейшем сильно изменился.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

Главный герой в исполнении короля вестернов Джона Уэйна вызывает одновременно и симпатию, и антипатию. Жестокий ксенофоб и прожженный циник, он, тем не менее, способен любить. Впервые на экране была показана чрезмерная жестокость со стороны белого человека. Этот не слишком привлекательный образ главного героя стал основополагающим для вестернов многих последующих лет. А исключительное визуальное совершенство данного фильма и попытка Форда сочетать серьезные и комические элементы делают его действительно выдающимся.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

Этот фильм навсегда изменил жанр вестерна. Еще в своей первой ленте «За пригоршню долларов» Серджио Леоне впервые создал совершенно аморального героя. Несмотря на то, что зрители к тому времени уже привыкли, что сколь бы жестоким и мизантропичным ни был главный персонаж — он должен следовать негласному кодексу чести, у Леоне настолько положительный герой отсутствовал. Этот образ он развил и в дальнейших своих фильмах, в том числе в «Хорошем, плохом, злом». Фильмы Леоне окрестили «спагетти-вестернами», и они стали лучшим примером развития ревизионистских (нарушающих каноны жанра) фильмов.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

Невероятные стилистические находки, ставшие визитной карточкой режиссера, присутствуют здесь в полной мере. Эффектность, яркость, броскость, ироничность, красота боев, изумительные операторские находки и великолепная музыка Эннио Морриконе заставляют смотреть это кино с невероятным удовольствием. Квентин Тарантино признается, что ему всегда хотелось цитировать Леоне, что он, в общем-то, с успехом и делает. Помимо Леоне, авторами сценария «Однажды на Диком Западе» выступили Дарио Ардженто и Бернардо Бертолуччи.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

Культовый фильм, который возродил американский вестерн. Его отличительной чертой стал чрезвычайно высокий уровень насилия: в то время люди даже в ужасе выбегали из кинозала, а режиссера Сэма Пэкинпа прозвали «Пикассо насилия». Революционной и бунтарской картиной делает фильм и тот факт, что на экраны он вышел во время войны во Вьетнаме, так что вся показанная в ленте жестокость приобрела особый смысл. Пристрастное внимание к смерти и разрушению, их виртуозное изображение сформировали новый подход к показу насилия в кино. А потрясающая операторская работа, безумно сложный монтаж и великолепное музыкальное сопровождение создали стиль, копируемый впоследствии многими режиссерами.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

Картина вошла в историю Голливуда как самый кассовый вестерн. Параллельно с шокирующей жестокостью «Дикой банды», миру был явлен потрясающий своей лиричностью фильм. Минимум брутальности и крови, много романтизма, легкого и грустного юмора, разговоров — все это делает данную картину не похожей на остальные. Это невероятно пронзительный фильм о дружбе двух героев, сопровождаемый великолепным саундтреком и красивой съемкой. Джордж Рой Хилл доказал, что можно изобразить трагичность и драму, конфликт с жизнью настолько легко и трогательно, что у зрителей выступят слезы.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

Лента стала революцией в развитии жанра. Режиссер Артур Пенн практически вывернул наизнанку все каноны, где индейцы были неизменными злодеями. Он напомнил Америке, что «героическое завоевание Запада», на деле, никакой героики в себе не содержит. Впервые в вестерне был детально показан быт индейцев и их законы, традиции и моральные устои. Герой Дастина Хоффмана — 120-летний старик, вспоминающий былые времена, и именно эта отстраненность позволяет прочувствовать не только романтизм, но и трагизм данной эпохи.

Эволюция жанра: 10 лучших вестернов в истории

Картина подвела своеобразный итог развитию жанра. Великолепный фильм, посвященный Серджио Леоне и Дону Сигелу, который максимально отходит от шаблонов и плоских персонажей. О героях «Непрощенного» нельзя однозначно сказать — хорошие они или плохие. Отходит Клинт Иствуд и от традиционного показа ковбоев — лихих смельчаков, которые залихватски попадают в цель даже спьяну. Его герои — старики, которые едва могут удержаться в седле, но в глазах которых видны все содеянные ими преступления. Шедевральный фильм, в котором звезда вестернов Иствуд показал весь свой не только актерский, но и режиссерский талант.