5 октября в украинский прокат выходит «Бегущий по лезвию 2049» — продолжение легендарного фильма Ридли Скотта. Оригинальная лента вышла в далеком 1982 году и сначала считалась настоящим провалом. Сегодня же эта картина называется в числе лучших фильмов в истории кино. Предвкушая продолжение, oKino.ua вспоминает, как создавался «Бегущий по лезвию» и какова была его история успеха.

Контрабанда медикаментов

«Бегущий по лезвию» 1982

«Бегущий по лезвию» был снят по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Рассказывалось в нем об охотнике за головами Рике Декарде, чья работа заключается в поимке андроидов, существ-полуроботов, внешне не отличимых от человека и объявленных на Земле вне закона. Вот только название книги было слишком длинным для фильма, и Скотт решил его полностью изменить. Он вспомнил о рассказе Алана Ноурса «The Bladerunner» (дословно «Бегущий по лезвию») и одноименном сценарии, написанном Уильямом Берроузом, который так и не был поставлен. В нем «бегущим по лезвию» называли человека, занимающегося контрабандой медицинских товаров.

Проблемные съемки

Бегущий по лезвию 1982

Фильм «Бегущий по лезвию» преследовали неприятности. Многие из них были связаны с режиссером Ридли Скоттом. Придя в кино из рекламы и дизайна, Скотт не особо умел ладить с актерами и куда больше внимания уделял декорациям, чем работе с людьми. Как и Джордж Лукас, он заявлял, что опытные актеры сами должны думать над своими образами и не донимать этим режиссера. Актеры видели в этом холодность и пренебрежение. Дошло даже до того, что Харрисон Форд едва не подрался со Скоттом на площадке, а почти вся съемочная группа носила футболки с надписью «Уилл Роджерс никогда не встречался с Ридли Скоттом», что было явной отсылкой к знаменитой фразе Роджерса: «Никогда не встречал никого, кто бы мне не нравился».

Одобрение Филипа Дика

Бегущий по лезвию 1982

Писатель Филип Дик вначале довольно скептично относился к экранизации своего романа, но со временем полностью изменил мнение. Дик не дожил до премьеры фильма несколько месяцев, но успел посмотреть нарезку сцен на этапе монтажа. Увиденное привело писателя в восторг. Дик также много говорил о кастинге ленты и его главной удачей называл приглашение Рутгера Хауэра. Последнего в ленту позвал лично Ридли Скотт, после того как увидел его роли у Пола Верховена. Более того, Хауэр был одним из немногих актеров, которые получили роль без какого-либо прослушивания.

Философский нуар

Бегущий по лезвию 1982

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?» считался эталонным фантастическим произведением с философским смыслом и актуальными отсылками. «Бегущий по лезвию» добавил к этому множество кинематографических элементов. Например, Скотт отдал должное «нуару», жанру, распространенному в американском послевоенном кино. Как в подобным лентах, в «Бегущем по лезвию» были темные тона, герой-одиночка, роковая женщина и загадка, в которой она замешана. В фильме это было переплетено с антиутопией, где будущее оказывалось схоже с началом индустриального века с его уличным беспределом, идущим нога в ногу с технологическим развитием (среди источников вдохновения для самого Скотта здесь явно был классический фильм «Метрополис» Фрица Ланга). Со временем подобная стилистка станет основной чертой киберпанка, а «Бегущий по лезвию» окажется одним из родоначальников этого направления.

Провал

Бегущий по лезвию 1982

Первый показ фильма закончился настоящим фиаско. Черновую версию ленты, длившуюся четыре часа, показали фокус-группе, и ее представители тут же назвали ленту излишне мрачной, затянутой, путанной, с грустным финалом. Испугавшись провала, продюсеры решили срочно внести коррективы. Картину было приказано сократить, добавить несколько дополнительных поясняющих сцен, закадровый голос (Харрисон Форд, которому пришлось зачитывать его, тогда рвал и метал) и главное — изменить концовку на хеппи-энд. Однако даже такие перемены не спасли ситуацию. При бюджете в $28 млн «Бегущий по лезвию» собрал в кинотеатрах всего $27 млн. Причина тому была очевидна, зрители ждали приключенческий фантастический фильм в стиле «Звездных войн», а получали арт-кино и философию.

Критика

Бегущий по лезвию 1982

Наряду с обычными зрителями, не поняли фильм и кинокритики. За медленный ритм и преобладание разговоров над действием они в шутку называли его «Ползущим по лезвию» и «научно-фантастической порнографией». Впрочем, наиболее показательно здесь было отношение Роджера Эберта, гуру американской критики. Сразу после выхода картины он ругал ее за затянутость и показушность, называя к тому же поверхностной и клишированной. Через 20 с небольшим лет Эберт полностью изменит свое мнение и внесет творение Скотта в список лучших фильмов в истории. Причиной своих негативных отзывов в 80-х он назовет недостаток вкуса и воображения. Подобное могли бы сказать и другие обозреватели, которые только спустя десятилетия сумели рассмотреть в «Бегущем по лезвию» настоящий шедевр.

25 лет монтажа

Бегущий по лезвию 1982

Отчасти из-за провала в прокате и изменения в отношении к фильму, сегодня существует целых семь разных версий его монтажа. Среди них — оригинальная с хеппи-эндом и режиссерская с изначальным грустным финалом, вышедшая только десять лет спустя. Именно эту версию долгое время было принято называть эталонной и именно она вошла во всевозможные топы лучших фильмов в истории. В 2007 году, впрочем, на Венецианском кинофестивале Скотт представил еще один окончательный монтаж, который назвал ключевым и наиболее личным, поставив, таким образом, точку в эпопее с «Бегущим по лезвию», затянувшейся на целых четверть века.