На телеканале CBS стартовал очередной (уже девятый по счету) сезон «Теории большого взрыва». Мы в oKino.ua, как правило, предпочитаем критиковать этот сериал, но в сегодняшнем материале задумались о том, как его можно было бы улучшить.

Горизонтальная структура

Теория большого взрыва

В мире сериалов существует внегласное деление. Есть эфирное ТВ со стандартным набором: ситкомы с закадровым смехом, полицейские процедуралы, бесконечные шоу про людей с какой-нибудь суперособенностью (например, распознающих ложь). Такие сериалы, как правило, имеют вертикальную структуру: каждый новый эпизод вскрывает лишь частичку мира героев и практически не связан с другими эпизодами. В результате эти шоу можно смотреть хоть «наискосок»: ничего страшного, если вы пропустили серию-другую. Но существует и другая сторона: кабельное ТВ, на котором выходят часовые драмы про героев со сложными характерами, смелые комедии с острыми шутками и провокационными темами, навороченная фантастика etc. Эти сериалы построены по горизонтальному принципу и последовательно раскрывают одну большую историю (или даже несколько историй сразу) — здесь уже серии пропускать нельзя.

Так вот, «Теория большого взрыва» — вертикальный сериал, который выходит с 2007 года, целых 8 лет. Это настоящее издевательство над зрителем и демонстрация слабого творческого начала: истории нужно уметь начинать и заканчивать. Естественно, аудитория прощаться с полюбившимися героями не хочет. Поэтому «Теории большого взрыва» очень помог бы своеобразный перезапуск. Славную компанию друзей астрофизиков можно было бы поместить в новые обстоятельства и начать все заново, но уже «горизонтальным» образом, серия за серией рассказывая некую законченную историю, демонстрируя перемены персонажей и так далее.

Драмеди

Теория большого взрыва

Стартовал девятый сезон сериала. 2015 год. «Теория большого взрыва» до сих пор идет с закадровым смехом — и это уже превратилось в настоящую проблему. Стандартный классический ситком давно умер, его время прошло, об этом свидетельствует все: от «самоубийства» многих неудачных телекомедий на эфирных каналах вроде ABC и NBC до торжества умных шоу, которые балансируют на грани между драмой и комедией вроде «Девочек». Эта грань называется драмеди. И «Теория большого взрыва» была бы намного интереснее, если бы сменила свой прямой как стрела путь примитивного ситкома. Очевидно, что жизнь серьезных ученых — это не видеоигры, комиксы или китайская еда в боксах. Например, было бы любопытно узнать побольше о некоем психологическом барьере, который преследует наших ученых: общество их отвергает из-за того, что они «слишком умные» и погруженные в свою тему, а они платят обществу той же монетой. И повседневное общение с обычными людьми становится настоящей проблемой. А начать можно было бы с конфликтов с соседями Леонарда и Шелдона, которые шумят и мешают им сосредотачиваться на серьезной работе.

Инфантилизм

Теория большого взрыва

Обычно о «Теории большого взрыва» говорят, что этот сериал занимается общественно-полезным делом и популяризирует науку в массы, обновляет и освежает имидж ученого. Но на самом деле все ровно наоборот: знания (и часто сопутствующее им гиковство) — это не «бугагашенька» или постеры «Звездного пути». Занятия наукой требуют самоотдачи, безумной дисциплины, совершенствования и так далее. А на что способен типичный любитель сериала, который якобы тянется к знаниям вместе с любимыми персонажами? Разве что сделать репост со страницы «I fucking love science!» на Фейсбуке или процитировать несколько «правил жизни» Эйнштейна. Да и главные персонажи «Теории большого взрыва» — инфантильные кидалты, которые абсолютно не приспособлены к жизни и повернуты на одной лишь научной теме и сопутствующих такому образу жизни атрибутах. Отращивание густых бород не спасет ситуацию. Здесь, опять-таки, представляется перезапуск сериала, в начале которого наших героев серьезно встряхивают некие обстоятельства. Скажем, из-за маленького плагиата в научной статье всех четверых персонажей исключают из академического сообщества с позором. И им приходится становиться «обычными людьми», искать себе работу, заново отстраивать жизнь или же вновь вернуть себе авторитет — одним словом, пройти курс взросления и возмужания.

Больше равенства и разнообразия

Теория большого взрыва

Мы, конечно, не феминисты, но в сериале явно отдает каким-то неравенством полов. Шелдон, помимо «бугагашеньки», еще и доктор Купер, который занимается изучением теории струн. А теперь возьмем самого видного женского персонажа — Пенни: блондинка-провинциалка-официантка, у которой даже нет фамилии, все ее зовут просто по имени. Конечно, позже у главных героев появляются отношения, девушек становится больше, в наличии имеется даже доктор Лесли Уинкл — объект большой ненависти Шелдона Купера, которая занимается исследованиями теории петлевой квантовой гравитации. Но все же сериалу не помешало бы расширить свой кругозор. Больше сильных женских персонажей: достаточно, например, посвятить несколько эпизодов сюжетной арке, в которой женщина-ученый обошла бы кого-нибудь из главных героев в исследованиях и совершила настоящий научный прорыв. Это бы, учитывая популярность «Теории большого взрыва», моментально вызвало бы интересную полемику среди зрителей «а может ли женщина добиться успеха в науке» и докатилось бы и до серьезных научных кругов. Еще было бы здорово, если бы нас больше знакомили с миром и городом, в котором обитают герои. А так, действие происходит преимущественно в их жилищах или на работе. Одним словом, история четырех ученых и их милых странностей давно себя исчерпала, и ей срочно требуется либо закрытие, либо серьезное вливание свежей крови и расширение кругозора.