8 июня в украинский прокат выходит обновленная версия «Мумии», перезагрузка популярной франшизы о приключениях еще одного любителя археологии. В новой версии главную роль играет Том Круз, а мы вспоминаем саму историю мумии в кино: от первого появления в хоррорах Universal до трилогии Саммерса.

Гробница Тутанхамона

вскрытие саркофага Тутанхамона в 1922 году

В ноябре 1922 года американская пресса оповестила всех об открытии гробницы Тутанхамона. Эта новость стала одной из самых обсуждаемых по всему миру. Еще год спустя умер лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки. Он скончался в Каире, в гостинице «Континенталь» от воспаления легких, и это сразу же породило слухи о «проклятии фараонов». Ведь помимо Карнарвона в ближайшие несколько лет умерло еще 13 человек, присутствовавших при вскрытии гробницы. Так появилась теория (ее поддерживал и Артур Конан Дойл) о проклятии гробницы, а среди основных версий смертей назывались вредный грибок в гробнице, радиоактивные элементы и даже яды. Разумеется, подобная мистическая история не могла не заинтересовать Голливуд.

Голливуд

Борис Карлофф в образе мумии, 1932 год

Первым из мира кино историей гробницы Тутанхамона заинтересовался продюсер Карл Леммле-младший, сын основателя студии Universal. Он же дал задачу редактору Ричарду Шайеру найти литературное произведение на данную тему, по которому можно было бы снять фильм в стилистике историй о Дракуле и Франкенштейне. Шайер так и не нашел нужный материал, но вместе с писательницей Ниной Уилкокс Патнэм он узнал об истории Алессандро Калиостро и написал девятистраничный рассказ. Леммле идея понравилась, и он нанял сценариста Джона Л. Болдерстона, уже работавшего над фильмами о Дракуле и Франкенштейне, а заодно и освещавшегося раскопки гробницы Тутанхамона. Так появилась история об археологе Джозефе Уэмпле. По сюжету он обнаруживает в Египте саркофаг с мумией жреца Имхотепа (позже он, разумеется, оживет) и ящик, на котором написано, что каждого, кто его откроет, ждет проклятие.

Фильмы Universal

фильм Рука мумии 1940

Экранизировать сценарий Джона Л. Болдерстона пригласили Карла Фройнда, выдающегося немецкого оператора, перешедшего со временем и к режиссуре. Фройнд сначала стал известен в родной Германии, в том числе как оператор ленты «Берлин: Симфония большого города», а вскоре и в Голливуде, где снял «Дракулу». «Мумия» оказалась его режиссерским дебютом на «фабрике грез» и по сюжету во многом повторяла фильм о легендарном кровопийце. «Мумия» также стала первой из шести картин на данную тематику. Пик популярности франшизы пришелся на 40-е, когда вышло сразу четыре ленты. А финальной главой и вовсе стала комедийная картина «Эбботт и Костелло встречают мумию» (1955).

Фильмы студии Hammer

Кристофер Ли в образе мумии, 1959 год

На экраны фильмы о мумии вернулись в конце 50-х благодаря британской студии Hammer Film Productions, сделавшей себя имя дешевыми фильмами ужасами. Творения студии зачастую были ремейками классических ужастиков, снятыми в цвете и переработанными на современный лад. Так на Hammer взялись за воскрешение историй о мумии и выпустили фильм «Проклятье фараонов». Этот хоррор не был ремейком титульной кинокартины Universal, но был основан на двух ее продолжениях — «Рука Мумии» (1940) и «Гробница мумии» (1942). Спустя пять лет Hammer выпустила и другие фильмы серии — «Проклятие гробницы мумии» и «Саван мумии», а в 1971 году для следующей части — «Кровь из гробницы мумии» — уже воспользовались романом Брэма Стокера «Жемчужина семи звёзд».

Трилогия Стивена Соммерса

фильм Мумия 1999 года

В 90-х Universal решили воскресить свою знаковую франшизу и поначалу даже планировали сделать ее в духе оригинальных картин, добавив к этому еще более пугающую атмосферу и обязательные для того времени элементы эротики. Режиссером фильма должен был стать Клайв Баркер, идею которого в последний момент затмил сценарий Стивена Соммерса. Последнему и доверили снять ленту с Бренданом Фрейзером в главной роли. Версия Соммерса содержала куда больше разнообразных элементов (от комедии до экшена), выглядела весьма зрелищно и, главное, была рассчитана практически на все возрастные категории, что сделало фильм одним из кассовых хитов года. Позже Соммерс снял и вторую часть — «Мумия возвращается». Третий фильм поставил уже Роб Коэн (Соммерс здесь выступал в качестве продюсера) и именно он во многом похоронил всю франшизу, сделав ее самую провальную часть.

Мумия после мумии

София Бутелла в образе Мумии, 2017 год

Трилогия Стивена Соммерса оставила после себя определенное наследие. Так, в 2001 году вышел одноименный мультсериал. А в 2002 году состоялась премьера первой части квадралогии о Царе скорпинов, персонаже, впервые появившемся в фильме «Мумия возвращается». Эти ленты уже не имели такого успеха, и в 2012 году в Universal задумались о перезагрузке всей франшизы. Ее режиссером должен был стать Лен Уайзман, но он со временем покинул проект, уступив место Алексу Куртцману, написавшему первый вариант сценария. В результате ему и сценаристу Крису Моргану поручили всю линейку по перезапуску классических фильмов Universal о монстрах, среди которых будут «Франкенштейн», «Дракула», «Человек-волк», «Тварь из Чёрной Лагуны», «Человек-невидимка», «Невеста Франкенштейна», «Ван Хельсинг», «Призрак оперы» и даже «Горбун из Нотр-Дама».