На отечественных экранах нечасто можно увидеть мультфильмы, предназначенные не только для развлечения или семейного просмотра. Ответом «ленивому» кинопрокату в этом месяце станет Международный фестиваль актуальной анимации и медиаискусства Linoleum. В течение четырех дней, с 28 сентября по 1 октября в Киеве покажут около 250 короткометражных анимаций со всего мира, в дюжине тематических программ. Обязательной частью Linoleum являются показы экспериментальной анимации — смелые и неформатные работы, которые питают творческий дух всего жанра и ломают стереотипы о нем.
Эксперименты в этом году на Linoleum будут представлены на целых четырех отдельных показах. Помимо двух блоков собственно анимации, на фестивале будут также отдельные сеансы для международного видеоарта (без привязки к технике выполнения работ) и концептуальная подборка «Одержимости и отрады», в которую вошли видео от украинских медиахудожников, в той или иной мере использовавших анимацию. Первые два блока — это панорама лучших экспериментальных мультфильмов со всего мира за последние два года. В них нет единой темы, но можно выделить несколько перекликающихся мотивов и заметить, насколько хорошо у анимации получается говорить о серьезных вещах, которые меньше всего зритель ожидает встретить в «рисованных фильмах». Что это за мотивы — подробнее рассказывает куратор экспериментальной программы Linoleum 2017.
Мультфильмы — о злободневном
Анимации дают большую свободу высказывания о политике, религии и социальных проблемах. Больше других фильмов программы зрителя «приземлит» колумбийская картина «Волк», созданная при поддержке французского ARTE. Основой для создания этой мощной работы стала реальная трагедия, случившаяся в 2011 году на строительстве жилищного квартала в Боготе: бродячие псы растерзали охранника. Режиссер Карлос Гомес Саламанка разворачивает эту сводку из городской хроники в целое политическое и
Еще одна работа из Южной Америки, «Черновая Библия», может выглядеть кощунством (в качестве «холста» аниматоры использовали страницы из Священного Писания), на самом же деле комментирует политическую истерию в Бразилии. Правда, без знания местного контекста далеко не все образы тут могут быть считаны. А вот российская документальная анимация «Атаман» Маши Седяевой будет понятна, как никакая другая. Фильм появился в результате интервью автора с пожилым мужчиной, встреченным на улице. Этот прохожий — ценнейшая находка для кино вообще: он казак, русский
Намеренно же двуличное общество изображено в итальянской антиутопии «Искусственные синие». Тотальный контроль в футуристическом городе прикрывается лозунгами «За мир», пока уничтожать инакомыслящих готовится новая армия синих андроидов. Изобретательному
Мультфильмы — о женщинах
Несколько фильмов из экспериментальной программы Linoleum можно отнести к феминистической теме. Мультфильм на полторы минуты «Самолет
В других работах образ женщины больше проблематизируется. Американская анимация «Неестественное взросление» — южная готика, мрачное поэтическое высказывание о том, как ощущается объективизованность, сопровождающая один пол из поколения в поколение на протяжении всей жизни. Тем же вопросом задается автор фильма «Отчаяние», политически обостряя тему женского тела. А вот работающая в Швеции таиландка Бунсри Тангтронгсин избрала другой подход для этой темы. Она сделала ироническую супергеройскую фантастику «Супербарбара: Начало» — о резиновой
Мультфильмы — о том, каково быть особенным
Анимация — невероятно удобная техника для того, чтобы показать неудобные вещи. Такие, например, как ограниченные возможности, которые в игровом или документальном кино всегда будут иметь акцент на телесность и взгляд на нее со стороны. В мультфильме «Иди» мы не просто видим схематическую фигуру человека с ходунками, но узнаем ощущения героя, который мысленно празднует каждый преодоленный им метр. Лирический герой другого фильма, «Джон», с помощью емких деталей рассказывает об отце, страдающем на болезнь Альцгеймера. В еще одной личной работе под названием «Другой» аниматор использует образ муравья как метафору для восприятия информации человеком с дислексией. Метафора не случайна — в детстве автор коллекционировал насекомых и тогда же впервые осознал, что отличается от других.
Мультфильмы — о том, что пугает
О неприятии собственных физических особенностей говорится в бразильском мультфильме «Прямо перед носом». По жанру это хоррор о боязни старения, выразительность которого усиливается вставками из документальных кадров. Еще один ужастик, мексиканскую «Последнюю остановку», рисованную размашистыми мазками на темном фоне, можно прочитать и как завуалированное высказывание о тревожной ситуации с похищениями людей в стране.
Авангардная анимация «4:48» — это экранизация одноименной современной британской пьесы, посвященной депрессивному психозу. Автор фильма Лаура Бенавидес воссоздает ощущения при упомянутом диагнозе, обходясь в основном монтажными приемами и звукорядом. А гонконгская анимация «Anxi» (anxious — с англ. «встревоженный») — работа о страхе как таковом. Кадры, обрывающиеся в ожидании самого худшего события, непременно вызывают дискомфорт, несмотря на то, что зритель осознает комичность самого трюка, проделанного аниматором.
Мультфильмы — об ощущении места
Есть в экспериментальной программе и фильмы, исследующие различные локации. Знакомую топографию зритель увидит в работе «Микрорайон» Ивелины Ивановой, режиссера из
Автор американского фильма «Манекен» выбрал объектом творческого исследования заброшенный ТРЦ в городе Акрон, штат Огайо, который за несколько лет после закрытия превратился в идеальное место для съемок постапокалипсиса (погуглите Rolling Acres Mall). Некогда людный, теперь этот молл притягивает, по мнению аниматора, лишь списанных манекенов и негативную энергетику.
Комбинируя различные анимационные техники, переехавшая в США китаянка Гон Гво вспоминает свое детство в Пекине. Уход из родного дома, как и взросление, неизбежны — а направление куда идти подскажет бумажный оракул, любимая девчачья забава. Фильм «Восток, Юг, Запад, Север» — это учебная работа Гво для школы искусств в Ричмонде и, кстати, не единственная студенческая анимация в экспериментальной программе Linoleum.
Мультфильмы — о кино
«Мистер Песок» бельгийки Сёткин Верстеген — один из самых творчески совершенных фильмов программы. Эта документальная анимация, посвященная эпохе зарождения кинотеатров и влиянию просмотра фильмов на юных зрителей, создана в форме сказки на ночь с историческими справками. Магия кино с ее разоблачением и ситуации, которые нам в эпоху мультиплексов и цифровых форматов представить сложно. Стоит отметить также, как изумительно Верстеген с помощью анимации копирует стилистику немых фильмов и ранних киноаттракционов.
С историей кинематографа связана еще одна работа — «Тарзан не так уж был и крут, Джейн». Это исследование движений, ритма и композиции
Международный фестиваль актуальной анимации и медиаискусства Linoleum 2017 пройдет с 28 сентября по 1 октября в Киеве, на территории Национального центра Александра Довженко (ул. Васильковская, 1).