На телеканале NBC стартовал сериал «Слепое пятно» — конспирологическая криминальная драма, которая начинается с того, что героиню Джейми Александер находят голой и без памяти в центре Нью-Йорка. oKino.ua рассказывает, почему это шоу напоминает фильмы о Джейсоне Борне и что хорошего в таком сравнении.

Сюжет

Слепое пятно

На Таймс-сквер находят огромную сумку, внутри которой лежит голая женщина, а на одной из сторон этой сумки написано «Позвоните в ФБР». Выясняется, что женщина не помнит ровным счетом ничего: ни того, как она тут оказалась и почему без одежды, ни своего имени и вообще — личности. Ей ввели какой-то сильнейший наркотик, вызывающий грандиозный провал в памяти. Поэтому жизнь главной героини до того, как ее находят на Таймс-сквер, становится загадкой для всех — и для нее самой в том числе. Тело женщины (ее зовут Джейн До) покрыто странными татуировками, среди которых в том числе обнаруживается имя спецагента ФБР Курта Уэллера, которого и приставляют к этому делу. Прочие тату, если присмотреться, образуют загадочную «карту преступлений», а вся эта история тянет на некий глобальный криминальный заговор.

Стилистика

Слепое пятно

Отдельное развлечение искушенного сериаломана — смотреть первые минут 10 пилотного эпизода и угадывать, как то или иное шоу «продавалось» продюсерам и телевизионным боссам. В случае со «Слепым пятном» на ум приходят такие реплики: «Это почти как „Черный список“, только с голой женщиной!». И еще: «На ее теле так много татуировок, а значит — так много „преступлений недели“ можно насочинять!». «Слепое пятно» принадлежит к тому виду сериалов, которые отчаянно стремятся доставить своему зрителю интригующую и волнующую тайну, но при этом недостаточно ему доверяют. Это, кстати, одна из главных бед «эфирного телевидения», к которому принадлежит телеканал NBC. Если вспомнить «Восьмое чувство», недавний сериал Энди и Ланы Вачовски, то в нем, грубо говоря, ничего не было ясно и после нескольких эпизодов. «Восьмое чувство» выпустил онлайн-сервис Netflix, который ломает привычные правила игры на ТВ и предоставляет своим авторам полную свободу. NBC, судя по всему, до сих пор не может себе такого позволить, поэтому «Слепое пятно», несмотря на его мистическую завязку, довольно обстоятельно разжевывают зрителю — так, чтобы он понял и не задавал лишних вопросов. А этот фактор идет только в минус: минимальная мозговая активность влечет за собой спад интереса. Из потенциально интересного проекта, в общем, получилась обычная завязка для типичного криминального процедурала.

Идентификация Борна

Слепое пятно

Первым делом при просмотре «Слепого пятна» на ум приходит сравнение с киношной тетралогией «Идентификация Борна» про экс-сотрудника ЦРУ, пострадавшего от тотальной амнезии. Об этом, не особенно скрывая, говорит и Джейми Александер, сыгравшая Джейн До: «Моя героиня — это настоящий Джейсон Борн в юбке». Еще в памяти всплывает остросюжетный детектив Кристофера Нолана «Помни», главный герой которого страдает от антероградной амнезии и не может удержать в памяти ничего дольше 15 минут. «Слепое пятно» развивает идеи этих фильмов, следуя стандартным телевизионным правилам для формата процедурала: «большая история» продвигается в виде недельных «кейсов». И претензий, в принципе, никаких даже не возникает, кроме одной и самой главной: сериал, вероятно, быстро наскучивает как раз-таки из-за своего линейного и прямого как стрела повествования.

Фильмы на малом экране

Слепое пятно

Другой недавний сериал — MTV’шный «Крик», реанимация культового молодежного слэшера — это тоже попытка перенести большое кино на телевидение. Перед телевизионным «Криком» тоже возникла непростая задача: как растянуть динамичный хоррор на 90 минут на целый сезон, состоящий из десяти эпизодов? Тут еще вопрос был и в том, что слэшер — это особенный поджанр со своими правилами и законами: беспечное начало, резкие шок-моменты, динамичная мясорубка и погони во второй половине фильма и так далее. Как это аккуратно перевести на малый экран, не нарушив архитектуры? Если начистоту, то «Крик» со своей задачей не справился. «Слепое пятно», адаптирующее фильмы про Джейсона Борна, тоже вышло далеко не идеальным. Но в целом эта тенденция интересна и к ней стоит присмотреться. Ведь далеко не секрет, что сериалы победили мейнстримное кино по части оригинальных идей и их раскрытия, поэтому ТВ определенно может дать новую жизнь привычным сюжетным ходам из Голливуда, переосмыслить их. Но до того, как у этой тенденции появится «золотой век», придется вытерпеть определенный поток слабых, невразумительных, посредственных шоу. Тем не менее — оно будет того стоить.