Обсуждаемым событием этой недели стал трейлер фильма «Безумный Макс: Дорога ярости». Первая часть этой постапокалиптической киносерии вышла в далеком 1979 году и стала одной из важнейших картин, увидевших свет в этот знаковый год для истории кинематографа. В остальном 1979 запомнится страшной авиакатастрофой с участием футбольной команды «Пахтакор», уходом из бокса Мухаммеда Али и введением в Китае политики одного ребенка.

Апокалипсис сегодня

О чем: вольная экранизация повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Капитана Уилларда отправляют в джунгли Камбоджи на поиски полковника Куртца. Когда-то тот был верным офицером, но теперь, по версии правительства, сошел с ума, организовав собственную колонию.

Почему смотрели: фильм, который едва не свел с ума режиссера Френсиса Форда Копполу. Съемки шли на Филиппинах, а работа над картиной затянулась на целых три года, два из которых занял монтаж. Изначально главную роль должен был играть Харви Кейтель, и с ним даже отсняли несколько сцен. Но потом Коппола решил заменить его на Мартина Шина, который спустя какое-то время получил сердечный приступ на съемочной площадке. Со временем Шин оклемался и вернулся на площадку, но проблем у фильма не убавилось: проливные дожди, опасность нападения местных повстанцев, «странная» дружба Копполы с местным диктатором Маркосом, безумные требования Марлона Брандо, приехавшего на съемки серьезно располневшим, и разлады в съемочной группе (всё это отлично показано в документалке «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста», снятой супругой режиссера — Элинор).

В какой-то момент на картине даже поставили крест, но Коппола все же сумел завершить съемки, вложив в производство собственные деньги. «Апокалипсис сегодня» получил главную награду Каннского кинофестиваля и быстро обрел культовый статус. Так, трудности съемочного процесса стали частью самого фильма и мифом вокруг него. В заслугу режиссеру, прежде всего, ставили создание киноэпоса, где ужасы войны оказывались метафорой безумия этого мира, а само путешествие — буквально путешествием в преисподнюю.

Безумный Макс

О чем: после глобальной катастрофы, обрушившейся на Землю в 24-м веке, все города оказались полностью разрушенными. Люди стали жить вдоль больших дорог, вокруг воцарилась анархия, и всем стали заправлять банды мотоциклистов. Единственным человеком, который решается противостоять им, оказывается полицейский по имени Макс.

Почему смотрели: «Безумный Макс» — это отличный пример низкобюджетной картины, которая стараниями режиссера-энтузиаста становится настоящим культом. Чтобы снять фильм, Джорджу Миллеру понадобилось всего три месяца и $350 тыс. В прокате же фильм собрал сумму, большую в 286 раз, что считалось рекордом до появления «Ведьмы из Блэр». Для самого Миллера «Безумный Макс» был дебютом. До этого он работал в скорой помощи, брал десятки разных подработок, вынашивая при этом идею фильма о противостоянии безумного копа и банды байкеров.

Одним из главных плюсов ленты стало участие в ней молодого Мэла Гибсона, для которого это был всего лишь второй фильм в карьере. Кроме того, конец 70-х и начало 80-х во всем мире прошло под знаком панка, и «Безумный Макс» не избежал его влияния. Кожаная одежда, атмосфера вседозволенности и анархии — всё это было частью фильма и делало его одновременно важным слепком времени и новым словом в фантастическом кино. Интересно, что пару лет назад в США вышел инди-фильм «Беллфлауер, Калифорния» — снятая за копейки мелодрама, полностью вдохновленная «Безумным Максом». И это только маленький пример того наследия, что оставила после себя картина Джорджа Миллера.

Чужой

О чем: история противостояния группы астронавтов с агрессивным инопланетным существом. Оно проникает на космический корабль и начинает свою охоту, люди же пытаются бороться как с незваным гостям, так и выяснять отношения друг с другом.

Почему смотрели: после успеха первых «Звездных войн» в Голливуд снова вернулась мода на сай-фай и «Чужой» стал важной вехой в популяризации этого жанра. Идею фильма придумал сценарист Дэн О'Бэннон. Сначала он написал историю для режиссера Джона КарпентераТемная звезда»). Но из-за безбюджетности в том фильме всё смахивало больше на пародию, а инопланетный монстр – на волейбольный мяч. Тогда же О'Бэннон загорелся идеей фильма, где пришелец будет по-настоящему страшным, а все действие похожим на роман «Путешествия „Космической гончей”». Режиссером проекта выбрали молодого Ридли Скотта, который снял до этого чопорную картину «Дуэлянты» и был известен, прежде всего, как клипмейкер. Но именно Скотт предложил сделать фильм скорее хоррором в стилистике «Нечто» Ховарда Хоукса, нежели обычным сай-фаем. Так, в картине появилась пугающая атмосфера и упор на психологические аспекты. «Чужой» постоянно держал в напряжении и следовал лучшим традициям фильмов ужасов, по-настоящему шокируя зрителей. В последующих частях от подобного почти не останется следа. В новых сериях появится больше зрелищности и экшена, но они уже никогда не достигнут того эффекта, который вызывала первая часть.