Ежемесячно в украинский прокат выходит три-четыре десятка фильмов: голливудских блокбастеров, русских новинок, американских и европейских независимых картин, изредка азиатских лент, еще реже — украинских. Кто решает, что наш зритель может посмотреть в кинотеатрах? И почему анонсированные картины могут так и не попасть на отечественные экраны? oKino.ua начинает цикл материалов о том, как формируется украинский прокат. Сегодня говорим о ключевых принципах выбора фильмов.

фильм «Хичкок»

Первоначально компании-дистрибьюторы решают, какие киноленты стоит привезти и показать в Украине. Чем они руководствуются, выбирая ту или иную картину? В первую очередь коммерческими соображениями, ведь дистрибьюторам необходимо не только отбить затраты на покупку фильма у его правообладателей, на промо и прочее, но и заработать.

Существуют две системы проката: система голливудских студий и независимая. Дистрибьюторы, работающие по первой из них, в основном пользуются договоренностями с крупными американскими кинокомпаниями — мейджорами. Так к нам попадают все блокбастеры, голливудские тяжеловесы с обширной рекламной кампанией и наружной рекламой по городу за месяц до премьеры.

фильм «Великий Гэтсби»

Прокатчики независимой системы ищут фильмы самостоятельно, зачастую посещая международные кинорынки, отслеживая информацию о картинах, отобранных в конкурсы кинофестивалей или через закрытые базы данных для профессионалов вроде Cinando и Festival Scope. Какие сложности в том, чтобы привезти в Украину небольшой релиз? По словам генерального директора компании «Артхаус Трафик» Дениса Иванова, сложностей нет, ведь предложение по лентам для кинопроката превышает спрос в десять раз. Но украинский рынок должен также оправдывать ожидания продавцов фильмов от того, как картину примут здесь зрители. Отсюда и 5 ключевых принципов, по которым фильмы попадают в украинский прокат.

фильм «Movie 43»

1. Договоренности со студиями

В Украине есть три дистрибьютора, распространяющих картины шести голливудских студий-мейджоров. B&H привозит в Украину фильмы от Walt Disney, Paramount, Universal и Sony Pictures. «Киномания» выпускает ленты Warner Bros., а компания UFD — 20th Century Fox. Мейджоры предоставляют украинским прокатчикам фильмы, которые изначально рассчитаны на широкий международный прокат и должны быть рентабельны. Но релизами от одних только голливудских партнеров эти прокатчики не связаны: они могут точно так же, как и их независимые коллеги, самостоятельно искать киноленты от других студий.

фильм «Великий Гэтсби»

2. Ориентированность на женщин

Когда есть выбор между кино для мужской аудитории и для женской, прокатчики выбирают последнее. Дамы составляют основную массу посетителей кинотеатров в Украине. И «женские» фильмы собирают в прокате больше. Последний пример тому — «Великий Гэтсби». В первые четыре дня после старта эта красочная мелодрама на $130 тыс. опередила в украинском бокс-офисе экшен «Стартрек: Возмездие».

фильм «Любовь, sex и турбулентность»

3. Жанровые предпочтения

Самыми рентабельными считаются романтические комедии. Далее в порядке убывания по предпочтениям и кассовым сборам идут анимации, фантастические фильмы и боевики.

фильм «Операция «Арго»»

4. Избегать чужой политики

Считается, что кино о политических событиях других стран в Украине не интересно. По этой причине украинский прокатчик отказался минувшей осенью привозить к нам фильм «Операция „Арго“», впоследствии победивший на «Оскаре». А после награждения, как призналась нам менеджер по рекламе дистрибьютора «Киномания» Катерина Светличная, везти ленту в Украину уже не было смысла. Ведь нишевая аудитория могла к тому времени посмотреть «Арго» в Интернете.

фильм «Линкольн»

5. Кинонаграды в Украине ничего не значат

Из-за этого принципа украинцы не увидели в кинотеатрах не только «Операцию „Арго“», но и другого оскаровского фаворита — «Линкольна». По словам Зинаиды Сидоренко, менеджера по рекламе дистрибьютора UFD, который и отказался от этого фоксовского релиза, номинация на «Оскар», победа в Каннах или на другом фестивале не являются показателями коммерческого успеха. С таким мнением солидарен и Денис Иванов: «Нет такого, что если фильм победит в Каннах, то все в Украине побегут его смотреть».

Еще одна немаловажная задача прокатчика — правильно выбрать дату выхода фильма. Распространенная практика, когда премьера картины на ключевой территории, например, в США для американских фильмов, и в Украине не совпадают во времени. Почему так случается? Во-первых, у нашего прокатчика может не хватать денег на покупку ленты. Во-вторых, обладатели прав оценивают рентабельность своего фильма на данной территории и уровень пиратства. Другими словами, если в Украине пройдут самые первые показы, велик риск того, что его незаконно скопируют. В-третьих, для перевода и подготовки материалов по фильму для украинского рынка понадобится время. Синхронизировать даты выхода на разных территориях проще для больших голливудских релизов, когда подготовка к его запуску координируется мейджорами вертикально. Поэтому, например, такой блокбастер, как «Форсаж 6», смог стартовать в Украине одновременно с двумя десятками других стран и днем раньше американской премьеры.