Экранизациями американских комиксов в кино уже давно никого не увидишь. Они по праву могут считаться одним из главных достоинств современной культуры. Конечно, на фоне гигантской популярности комиксов издательств DC и Marvel и их киноадаптаций, другие компании и страны тоже хотят, так сказать, словить свою волну хайпа. Это же можно сказать и об азиатских странах, имеющих в своем культурном достоянии мангу. Манга — это такая себе комиксовая разновидность, чем-то похожая на привычные для нас рассказы, а чем-то — кардинально отличающаяся. В 2017 году уже была попытка выпустить ленту, базирующуюся на манге — «Призрак в доспехах». Однако лента со Скарлетт Йохансон в главной роли провалилась в прокате, собрав, при бюджете 110 миллионов долларов всего 168, при том и пролетев мимо критиков со зрителями. Легендарный Джеймс Кемерон, поставивший культовый «Титаник» и «Аватар», долго вынашивал одну мечту. Она заключалась в производстве кинокартины, основанной на манге «Gunnm» Юкито Кисиро, вышедшей в США под названием «Алита: Боевой ангел». Долгие годы разговоров и пре-продакшна все же дали свои плоды. Начало 2019-го ознаменовывается в кинотеатральном прокате лентой «Алита: Боевой ангел». Первые отзывы об «Алите» были очень положительными, возносили ее до небес и, тем самым, еще больше подогревали интерес публики. Но, как ни странно, на деле все получилось далеко не так совершенно, как это были рассказано в первых оценках.

Стоит ли смотреть: «Алита: Боевой ангели»

Середина XXVI века. Пару сотен лет назад на земле прошла война, которую окрестили достаточно лаконично — «Падение», ведь она очень сильно изменила судьбу человечества. Теперь на планете остался только лишь один город, футуристический Тиферес, летающий в небе. Там проживают только избранные, ведь туда попасть очень сложно, а общий доступ строго запрещен. Но под ним есть еще один — Свалка или же Железный город. Менее благоприятный для жизни, в который скидывается весь мусор и ненужные вещи с Тифереса. Жители Свалки живут тем, что подбирают разные вещи, чинят их и перепродают, стараясь тем самым обеспечивать себе жизнь и лелея мечты о покупке счастливого билета «наверх». Однажды доктор Дайсон Идо (Кристоф Вальц), содержащий клинику для людей и киборгов, в технологическом мусоре находит рабочий бюст киборга женского рода. Он воссоздает с него подростка-киборга, назвав Алитой (Роза Салазар), к которой привязывается, как к родной дочери. На первый взгляд, милая, безобидная и очень хорошая девочка, не помнящая ничего о своем прошлом, на самом деле оказывается боевой машиной для убийства, которой уже более 300 лет, и она участвовала в той самой злосчастной войне. Ее появление в Железном городе приводит к целой цепочке событий: она начинает заново знакомиться с миром, конечно же, влюбляется в парня (Киан Джонсон) и желает найти свое предназначение, выяснить что-то насчет своего прошлого, а также узнать, почему и кто ее скинул на свалку.

Стоит ли смотреть: «Алита: Боевой ангели»

Ставить все это дело позвали Роберта Родригеса, ранее известного такими работами, как трилогия «Дети шпионов» и дилогия «Мачете». Также он был сорежиссером в группе с Квентином Тарантино и Фрэнком Миллером в первой части «Города грехов». И — да, он является одним из друзей Тарантино.

В общем, анализируя его прошлые работы, сразу же понимаешь, что Родригес — идеальный кандидат на место постановщика в таком проекте, поскольку он всегда демонстрирует замечательный визуальный ряд, отлично разбавляет его неожиданно-трешовыми приемами и задает стильную всеобщую атмосферу. Планировалось, что с «Алитой: Боевой ангел» все выйдет таким же образом, ведь продюсировать и помогать ему будет сам Джеймс Кемерон, который устанавливает свои правила в этом ремесле кинематографа. Скрывать не буду, у них это получилось на все сто, потому что «Алита: Боевой ангел» — это настоящий эстетический оргазм. Идеальная, сочная и нереально захватывающая лента, смотреть которую — одно удовольствие. А если еще в 3D или в IMAX 3D, то вы гарантировано от восхищения будете сидеть с открытым ртом. Короче говоря, «Алита: Боевой ангел» — это образцовый фантастический боевик с элементами киберпанка, сочетающий в себе еще несколько жанров, с очень качественной компьютерной графикой.

Но, по правде говоря, никто и не сомневался, что эти двое склепают визуальный шедевр. Сомнения витали вокруг другого: сможет ли Родригес интересно и хорошо рассказать историю, раскрыть мир манги именно так, как следует? Продумать мир, задать ему тон и перспективный антураж – он умеет. Вспомните, как мы восхищались фантастическим миром в «Детях шпионов», представляя себя в нем? Родригес, увы, в своих работах частенько спотыкается немного в ином: в элементе раскрытия повествования. Немного споткнулся он и здесь. Конечно, многое ему стоит списать, ведь данная манга сама по себе является достаточно сложным произведением, поэтому аккуратно и правильно перенести ее на киноэкраны, донести до зрителя так, чтобы она запала в душу — было бы сложно и для многих других постановщиков. Стоит отметить, что сюжетных разветвлений в фильме очень много: тут вам и нуарный триллер-детектив, и боевик с элементами жестоких мордобоев, и наивная детская мелодрама о первой любви. В идеале все должно быть связано воедино, но тут развитие сюжета порой напоминает хаотичные прыжки от одной темы к другой. Допрыгались, кстати, до клиффхэнгера, прямо тыкая его в лицо зрителю. Это что, намек на продолжение, в условиях, что сборы не радуют?

Стоит ли смотреть: «Алита: Боевой ангели»

Однако в общем, «Алита: Боевой ангел» получилась проходным середнячком, не элитной лентой, которая, кроме красочной стилевой картинки не запомнится ничем. Понятно, что все принимали риски и старались пойти на такой себе эксперимент, но эксперимент влетел в копеечку (бюджет — 170 миллионов без учета трат на маркетинг) и вряд ли это порадует снимавшую студию FOX, но «Алита» мчится к провальчику. Прискорбно, но таковы реалии кинобизнеса, поэтому, кажется, Кемерону были нужно позаниматься пре-продакшном своего детища еще некоторое время.

Также совершенно непонятно, для кого снят фильм. Из-за переизбытка жанров порой хочется спросить себя: «а кому посоветовать ленту-то?». Дело в том, что из-за детской наигранности и футуристической напыщенной, скажем, школьники старших классов, студенты и просто взрослые будут скучать на просмотре. И даже роскошный визуал, откровенно говоря, от скуки не спасает. Ведь кому нужна красивая обёртка без вкусной конфетки внутри? Детям? Нет, детей тоже лучше не вести на просмотр, ведь здесь изобилие брутальных сцен и побоищ. Ну, вы ж знаете Родригеса, мужик не может без скверных и задорных передряг, дерзких убийств и всего такого прочего. Ни в коем случае не хочется сказать что-то плохое о постановке боев, драк, преследований, они сделаны очень прилично, если что.

«Алита: Боевой ангел» — достаточно перспективная попытка воссоздать новую киновселенную, ведь, положенная в основу фильма манга, способствует этому. Однако картина застревает на месте, буквально стараясь охватить все, и не показывая в полной мере ничего. Понятно, что это первый фильм серии (но, все же, будем надеяться, что не последний), который закладывает фундамент для последующих достижений. Начало получилось не очень удачным киноаттракционном, но уважить работу Кемерона и Родригеса за красочный визуал все же стоит.