Дэдпул

«Продюсеры-козляры», как они обозначены в начальных титрах «Дэдпула», легализируют на экранах отщепенцев марвеловской комикс-вселенной. Новый фильм о не в меру болтливом наемнике-мутанте выигрывает на фоне поставленных на конвейер супергеройских блокбастеров с рейтингом PG-13, но вряд ли является откровением для комикс-экранизаций вообще.

Кино о супергероях — тренд, который, хотим мы того или нет, задержится на больших экранах, как минимум, до конца этого десятилетия. Так распланировали свой репертуар большие киностудии. Как любой тренд, этот ожидает пик и дальнейшее падение. Кажется, что на индустриальной вершине супергеройское кино находится именно сейчас. И как иначе оттянуть неизбежный спад? Правильно, отойти от шаблона. Попытки освежить марвеловский киноканон уже успешно предпринимались в «Стражах Галактики» и «Человеке-муравье» — чуть больше дерзости, чуть больше юмора, неожиданный саундтрек или повествовательная структура. «Дэдпул» в этом смысле — даже не шаг, но прыжок вперед/в сторону от привычного представления об экранизациях Marvel. Наконец-то, главный герой — не набившее оскомину олицетворение всех добродетелей, а настоящий засранец. Такой, как ваш сосед в кинозале, громко трескающий попкорн, или оттоптавший все ноги случайный встречный в маршрутке, или комментатор, написавший какую-то гадость к милейшему посту с котиками.

кадр из фильма Дэдпул

«Дэдпул» высвобождает бессознательное кинокомиксов. «Оно» в черно-красном костюме позволяет себе слишком много: матерится, вставляет похабные комментарии перед тем, как проделать в ком-то дыру, и — о Боже! — осознает, что он вымышленный персонаж. Дэдпул и в комиксах, что называется, ломал четвертую стену, обращаясь к читателям и своим создателям. В ленте его «аудитория» пополнилась еще и представителями киноиндустрии. С первых минут Дэдпул рассуждает о том, кого надо было ублажить орально, чтобы о нем сняли соло-фильм. Это отсылка к неровному пути, который прошел проект: около десяти лет продюсеры не могли определиться, делать ли кино о Дэдпуле вообще, и если да, то оставлять ли в нем маты и graphic violence. В итоге победило уважение к первоисточнику и его фэнбазе, которая бы просто не приняла цензурированного Дэдпула. И правда, забери из фильма весь юмор на грани и простреленные в рапиде бошки, этот герой мало бы чем отличался от, допустим, Тони Старка.

Но стоит признать, что юмор Дэдпула далеко не изысканный — больше для тинейджеров или сохранивших их восприятие мира. Кто ж еще будет во все горло гоготать с диалогов об онанизме? Отечественные переводчики даже несколько облагородили речь персонажей: украинская обсценная лексика куда выразительнее и милозвучнее, чем английские fuck-dick-suck. Да и локализированные шутки, а-ля про Витальку, получились уместными.

кадр из фильма Дэдпул

Хулиганское поведение — не единственная черта, делающая Дэдпула марвеловским отщепенцем. Традиционные супергерои — это пример храбрости, доброты, щедрости и прочих положительных качеств, согласно консервативной морали. Если и были за плечами персонажа какие-то проступки (воровская деятельность Человека-муравья, например), то им всегда находится давящее на сердобольных оправдание, а сам герой искренне тяготится своей провинностью. Супергерои были кем-то сродни школьных отличников, с которыми вас сравнивали учителя и родители. А что Дэдпул и его окружение? Сам он паршивец, его девушка — проститутка, лучший друг — трус (на эту тему в фильме есть самая честная реплика во всем супергеройском кино: «Я пошел бы с тобой, но ссыкотно»). В то же время им легко сопереживать — отчасти потому, что любить антигероев зритель привык благодаря телесериалам, вот уже несколько лет культивирующим подобные образы.

кадр из фильма Дэдпул

Еще один балл в зачет «Дэдпулу» — его структура. Снятый за преступно малые как для жанра деньги (всего 58 миллионов долларов), да еще и с ограниченным количеством локаций, фильм не теряет в динамизме. Супергеройское кино стандартно начинается с большой экшен-сцены, слабо привязанной к основному сюжету. С Дэдпулом же мы знакомимся благодаря спокойной иронической беседе между ним и таксистом-эмигрантом. А основная история рассказывается посредством флэшбеков, обрывающих самые острые экшен-моменты. И это замечательно работает. Как и нетипичный саундтрек, где на первом плане не эпическая музыка и даже не тру-читки Salt’N’Peppa и DMX, но обрамляющие фильм поп-хиты 80-х.

При всех его достоинствах «Дэдпул» — это все же не революция в супергеройском кино, а громкий бунт в локальных масштабах кинофильмов по комиксам Marvel. Это как вечеринка подростков, оставленных без присмотра взрослых. Вечеринки же самих взрослых выглядят как фильм «Хранители».