Гильермо дель Торо — один из самых интересных постановщиков современности. Его стиль, работа с актерами, проработка сценария и четкое видение кинематографического мира в каждом отдельном фильме заслуживают всяческих похвал. В то же время дель Торо слишком эксцентричен для массового зрителя и часто может со странностью переборщить. Новый его фильм «Форма воды», удостоенный «Золотого глобуса» за режиссуру (хотя, по моему скромному мнению, статуэтку больше заслужил Мартин МакДона за «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), странностей не чурается и рискует запомниться в итоге не столько актуальным метафорическим посланием, сколько теми самыми моментами, от которых выпучатся глаза у ничего не подозревающей публики.

Действие «Формы воды» происходит в Балтиморе 1960-х годов. Немая Элиза (Салли Хокинс) работает уборщицей в секретной военной лаборатории. Она — очень хороший человек, помогающий всем своим знакомым и ответственно выполняющий рабочие обязанности. Из-за физической особенности жизнь ее однообразна и одинока, несмотря на наличие пары близких друзей, которые также принадлежат к меньшинствам, но уже по другим параметрам. Скучные и непримечательные будни уборщицы становяться более «насыщенными», когда грубый и брутальный полковник Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон) привозит в лабораторию странную особь, человека-амфибию (Даг Джонс). Вояки хотят понять, что оно такое и можно ли получить от него какую-то выгоду (напомним, на дворе идет холодная война, янки и красные соперничают за технологии и оружие). Элиза видит в нем не бессловесное чудище, а родственную душу — и между женщиной и существом устанавливается особая связь.

рецензия на фильм «Форма воды»

Дель Торо захотел, как говорится, гульнуть на полную. Он перемешал в «Форме воды» сразу несколько жанров. Любите триллер — пожалуйста. Любите черный, моментами ужасающий юмор — держите. Хотите мягкую и ласковую мелодраму — вот вам. Режиссер действительно на высоком уровне сумел не только слепить из множества жанров целостную конструкцию, но и добавить ей какого-то дурманящего свойства. Для зрителя фильм окажется настоящими американскими горками из эмоций. Не успели окунуться в грустно-нежно-милую историю настоящей любви, как вас уже подбросило из-за жутчайших моментов, игнорируемых всеми персонажами. Моментов, вынуждающих чувствовать себя очень неуютно, закрывать глаза от отвращения. Тут вы очень наблюдаете за нежностью и победой гуманизма вроде того, что мы видели в «Амели», через миг вас переключают на другую волну и оставляют в недоумении из-за черноты происходящего. От излишней брутальности не всякое кино страдает, однако здесь… Ясно, что режиссер хотел шокировать зрителя, но… Но зачем?! Зачем показывать издевательство над животными и монстр-эротику, если можно передать все более тонкими метафорами?

При этом все очень красиво снято, за кадром звучит шикарный романтический саундтрек от Александра Депла, заслуженно получившего свою статуэтку от Ассоциация иностранной кинопрессы. Одним словом, техническая часть ленты — это пособие того, как должно выглядеть идеальное кино. Актеры тоже отыграли хорошо, даже очень, однако то, как с героями обращается дель Торо, смущает. Видим мы приятного персонажа, которому уже сочувствуем, а потом один шок-момент отчуждает от него. Но зачем это, зачем? Ведь раскрытие персонажей проходит более чем хорошо. К примеру, вояка Стрикленд оказывается менее человечным, нежели загадочное существо с жабрами — как в случае с Гастоном в «Красавице и чудовище».

«Форма воды» показывает, что крепкая любовь может быть у каждого, кто имеет сердце. Эту идею дель Торо раскрывает очень сентиментально, при этом успевает затронуть и многие насущные проблемы — гонку вооружений, дискриминацию афроамериканцев, гомосексуалистов, женщин. Чтобы любить, не нужно иметь красивое тело или хорошую работу, главное — иметь душу.