«Союзники» («Шпионы-союзники»)

Все чаще внимание зрителя привлекают фильмы, в которых война обесцвечена и лишена детализации. Скорее, она служит масштабной декорацией, фоном, на котором развиваются события и вершатся судьбы конкретных «маленьких» людей. Такими героями движут обычные человеческие чувства: страх, страсть, ненависть, привязанность, и куда реже — патриотизм. Разумеется, образ «бойца со своими интересами» привел бы в замешательство, скажем, советскую публику, ведь центральный персонаж не идеализирован, он сконцентрирован на себе, подвержен слабости, что делает его близким и понятным нашему современнику. Новая работа режиссера Роберта Земекиса «Союзники» («Шпионы-союзники») — как раз об этом. Перед вами драматический сюжет о любви двух агентов, ставших заложниками собственных обязательств.

1942 год. Агент американской разведки Макс (Брэд Питт) прибывает в Северную Африку, чтобы убить нового немецкого посла. Его партнером по спецоперации становится обворожительная девушка Марианн (Марион Котийяр), опытный агент и участница движения Сопротивления. Общее дело сближает этих двоих, и вскоре они решают создать семью. Спустя год руководство разведки сообщает Максу страшное известие: его жена может быть немецкой шпионкой, присвоившей себе имя французской разведчицы, убитой нацистами. У Макса есть всего 72 часа, чтобы опровергнуть информацию, предоставленную начальством, и оправдать любимую женщину. В противном случае — ему придется застрелить Марианн или стать немым свидетелем ее казни и отправиться под трибунал.

Условно повествование можно разделить на две части. В первой половине фильма Марианн и Макс сближаются, женятся, заводят ребенка. Казалось бы, ничего не сможет нарушить их идиллию, но угроза приходит извне, когда жену Макса подозревают в шпионаже. С этого момента начинается вторая часть картины — драма мужчины, терзающегося сомнениями. Он должен разыскать всех людей, знавших настоящую Марианн, чтобы исключить версию своего руководства. В «Союзниках» («Шпионах-союзниках») довольно длинный пролог, но не будь его, мы бы, вероятно, не смогли искренне сочувствовать главным героям.

«Союзники» («Шпионы-союзники»)

У сценариста Стива Найта получилось создать реалистичную интеллектуальную историю, в которой все «ружья на стенах» стреляют, а герои оказываются не лучше и не хуже нас самих. Найту и Земекису удается сохранить интригу вплоть до финальной сцены. Безусловно, это возможно за счет полижанровости картины. Перед нами — смесь драмы с боевиком, мелодрамой и психологическим триллером. Именно стилистические элементы триллера (мучительное тревожное ожидание, неопределенность, необъяснимые нелогичные поступки, деперсонализация, паранойя) держат зрителя «на коротком поводке», ведь в каждом действии героя вы захотите увидеть хоть какую-то подсказку. Кульминация и развязка по атмосфере напомнят Достоевского: за всяким преступлением неизбежно следует наказание.

На протяжении всего фильма «Союзники» («Шпионы-союзники») авторы демонстрируют нам мирную жизнь во время войны. В одном из городков французского Марокко, где впервые встречаются герои, продолжаются приемы, пусть и самые важные гости теперь носят форму СС. В Лондоне, куда попадают Макс и Марианн после эвакуации, и вовсе царит покой. Шумные вечеринки, обилие провианта, красивая одежда, традиционные посиделки в английских пабах. В картине Земекиса прекрасно воссоздана эпоха 40-х: костюм, быт, архитектурные сооружения, транспорт. «Союзники» («Шпионы-союзники») — фильм о самом сложном испытании влюбленных, испытании правдой, с отличной драматургической, музыкальной и изобразительной составляющей.