Закон ночи

Бэтмен против Ку-клукс-клана против религиозных фанатиков против роковой женщины против гангстеров.

«Закон ночи» — четвертый полнометражный фильм Бена Аффлека как режиссера и тревожный знак для оценки его умений в этом качестве. Основой для картины послужил роман Денниса Лихейна «Ночь — мой дом» (в оригинале название книги и фильма совпадают — «Live by Night»), второй части семейной саги об ирландских эмигрантах Кафлинах (другой вариант транскрипции — Коглинах) в США первой половины ХХ века. Литературный источник Аффлек (он также самостоятельно написал сценарий) значительно переработал, вплоть до того, что залез в события третьей книги, чтобы дать своему фильму драматически насыщенный закрытый финал.

Аффлек многообещающе открывает свой фильм военной хроникой, сразу же задающей внутренний конфликт главному герою. Бостонец Джо Кафлин (Аффлек), по его же определению, ушел на Первую мировую солдатом, а вернулся преступником. Морально сломленный, как и все «потерянное поколение», Джо легко втягивается в мелкий бандитизм и неосмотрительно крутит шашни с любовницей (Сиенна Миллер) босса местной ирландской мафии. При этом всем Джо является сыном представителя закона — капитана бостонской полиции (Брендан Глисон). Роковая любовная связь однажды выходит Кафлину-младшему боком, и он вынужден переметнуться к бывшим конкурентам — итальянской мафии. Со временем Джо из воровской шестерки становится менеджером по развитию легального и нелегального бизнеса итальянцев во Флориде и успешно работает, пока в его руководстве не случаются перемены. Криминальная сюжетная линия тесно переплетается с трагическими и оптимистическими перипетиями личной жизни Джо, а также переменами в его характере. Отчаянное бунтарство уступает место рассудительности, ответственности за себя и близких и даже угрызениям совести. Для самой кровавой сцены «Закона ночи» Джо символично сменяет обыденный темный костюм на белый, сигнализируя зрителю о чести героя и его желании обелить свой бизнес и совесть. Не помешало бы еще Бену Аффлеку показать перемены в своем персонаже, хоть раз за фильм изменив выражение лица.

Закон ночи

Какая захватывающая и драматически насыщенная история у Джо — должна была бы получиться, но, кажется, что все ее достоинства остались на бумаге в изданиях Лихейна. У Аффлека же перегруженный сценарий, самые интересные моменты которого рассеиваются по сюжету — так и хочется заглянуть в книжку, где, наверное, они раскрыты лучше и будут прочувствованы сильнее. Например, потенциально сильный образ героини Эль Фаннинг — старлетки, ставшей фанатичной христианкой-проповедницей в церкви-шатре — держится в основном на уверенной актерской работе, но из линии этого персонажа явно что-то упустили, что сделало его проходным. Аффлеку удалось невозможное: сделать из обычно сильного по драматургии творчества Денниса Лихейна вялую сюжетную кашу, события в которой спокойно идут своим чередом, лишая зрителя интриги и радости ожидания, что же будет дальше.

Положительное впечатление от военной хроники в начале фильма быстро сменяется скукой, когда Аффлек за последующие пять минут галопом показывает секс, ограбление, взрыв и убийство, чтобы далее больше двух часов тянуть драму на фоне жизни гангстеров и социально-политических изменений в США. За все это время Кафлин, подобно какому-то супергерою, поочередно сражается с различными врагами, среди которых, например, Ку-клукс-клан, высокомерная белая аристократия, сектанты, препятствующие небогоугодному игорному бизнесу. Как менеджер, Кафлин отвечает на рыночные изменения и передел власти в криминальных кланах. Благодаря всему этому «Закон ночи» — это очередная повесть о том, как Америка поднималась с колен и каким нелегким путем шла к процветанию. При этом многие явления никуда не исчезли и, по сравнению с 20-ми годами, просто приняли другую форму. Вместо церкви-шапито с по-ангельски красивой проповедницей — Баптистская церковь Вестборо, вместо бандитских разборок — смены топ-менеджемента в больших корпорациях, вместо расистов… а впрочем, они как раз такими же и остались, обеспечив Трампу пост президента. Этот богатый контекст сделал бы «Закон ночи» чем-то большим, чем просто современным упражнением в жанре гангстерского кино, если бы Аффлек не утопил всю проблематику в патетической закадровой болтовне.