Дневник горничной Щоденник покоївки (Journal d'une femme de chambre)

Смотреть трейлер
Сюжет
XIX век, Франция. Селестина – юная горничная, переехавшая в провинцию к богатым супругам Ланлэр, взявшим ее на постоянную работу. Буржуазная пара требовательна и порой непоследовательна, и после очередного унижения девушка начинает записывать в свой дневник все секреты супругов. Но на этом она не останавливается. Через некоторое время в помощи будут нуждаться уже сами Ланлэры, оказавшиеся в центре интриг Селестины.
Трейлер (украинский)
Кадры
Подробное описание

Фильм «Дневник горничной» – новая экранизация одноименной книги Октава Мирбо. В продюсерах – известные братья Дарденн из Бельгии. Главная роль в ленте досталась Леа Сейду, которая ранее уже работала с режиссером Бенуа Жако («Прощай, моя королева»).

 

XIX век. Богатые французские помещики Ланлэр нанимают молодую горничную – Селестину. Ради работы девушка переезжает в провинцию, где в ее услугах и были заинтересованы, но с самого первого дня становится ясно: легкой жизни можно не ждать… Хозяину порой трудно устоять перед ее внешностью, из-за чего Селестине приходится терпеть и шутливые приставания, и настойчивые призывы к интимной связи. Не лучше обстоят дела и с его супругой, оказавшейся властной женщиной, которая наслаждается своими возможностями и не забывает унижать горничную перед людьми.

 

Что делать молодой девушке, у которой поблизости нет ни друзей, ни родственников? Спасение найдено в ведении дневника, куда Селестина записывает все происходящее. Особое внимание она уделяет хозяевам и их тайнам. Но, как известно, все тайное становится явным, и Селестина сама принимает решение, когда и что использовать для собственной выгоды. Во многом ей помогает садовник Ланлэров, в котором девушка нашла необходимую поддержку, хотя мужчина как напоминал, так и напоминает закрытую книгу. К всеобщему удивлению, устои поместья все-таки нарушаются – супруги Ланлэр больше не держат ситуацию под контролем, уступив хитрости Селестины. И останавливаться девушка не собирается…

Рецензии

На службе у высокого вкуса

Лучшее в скучных фильмах — это финал. Когда кажется, что лента не закончится уже никогда — вдруг неожиданно на экране появляются титры. Так и в случае с «Дневником горничной», концовка которого наступает словно ни с того, ни с сего. В сюжете картины нет ни яркой кульминации, ни затянутого узла событий. Все происходящее на экране — как будто фрагмент из жизни, записанный скрытой камерой и поддавшийся минимальному художественному вмешательству. Очень похожим по атмосфере и стилю был фильм этого же режиссёра Бенуа Жако «Прощай, моя королева» (2012). Главные роли в обеих картинах сыграла очаровательная Леа Сейду. И в «Дневнике горничной» и в «Прощай, моя королева» на первый план выходит образ слуги. Этот «человек массовки», должный быть не более чем «тенью господ», оказывается центром, вокруг которого развиваются все события. Именно он является свидетелем как фасадной, так и закулисной жизни аристократов. И в то время как аристократы считают, что всё вокруг подчиняется им одним - на самом деле они являются лишь внешней оболочкой мира, в котором живут. А увидеть его в полной мере можно лишь глазами слуги. Это один из смысловых трюков «Дневника горничной», который хоть и не нов, но оригинален. Несмотря на то, что события ленты разворачиваются не менее чем сто лет назад, положение главной героини очень близко современному человеку. Неоднократно повторяющиеся сцены собеседования протагонистки Селестины очень точно перекликаются с частыми эпизодами поисков работы из жизни рядового европейца. Высокий вкус авторов ленты чувствуется буквально в каждой детали ленты. Отдельные же эпизоды приведут ценителей искусства в восторг. Так, например, в сцене, когда отчаявшаяся после очередной неудачи с поиском работы Селестина исступлённо слушает предложение о работе в борделе, то кадр выстроен так же, как картина Эдгара Дега «В кафе» («Любительница абсента»). У главной героини здесь такие же уставшие глаза и столь же одурманенное высокоградусным напитком выражение лица. Неспешный и перенасыщенный деталями просмотр этой картины напоминает чтение классического романа. В свою очередь монтаж ленты выстроен так же, как и перелистывание страниц дневника, в котором события-отрывки связаны лишь тем, что рассказывают об одном и том же человеке. По сути же каждая история начинается внезапно, чтобы столь же неожиданно перейти в новый сюжет. Как и в самой жизни. В целом «Дневник горничной» интересно смотреть или скрупулёзно анализируя, или любуясь атмосферой эпохи, которая предельно точно воспроизведена в декорациях, костюмах и манерах. Сосредоточиться же на самой истории и просто сопереживать персонажам картины будет трудновато. Эта картина создана словно с ориентацией не на зрителя, а на самих авторов фильма. Так и чувствуется, что им было интересно в каком-то эпизоде использовать остроумный ход, а ещё где-нибудь применить изысканную находку. Поэтому-то в определённые моменты просмотра зритель и чувствует себя посторонним.

Истинная природа женщины

15 июля на Одесском международном кинофестивале состоится премьера «Дневника горничной», четвертой экранизации одноименного романа Октава Мирбо. Лента, по версии авторов, сильно отличается от своих «предшественниц» и является наиболее приближенной к литературному первоисточнику. За съемку драмы о нелегкой жизни людей «второго сорта» взялся французский режиссер Бенуа Жако, ранее имевший опыт создания костюмного фильма «Прощай, моя королева».

Действие «Дневника горничной» происходит в конце мятежного 19 века. Тогда социальное неравенство оставалось величайшей проблемой для общества. Пропасть между знатью и прислугой была обусловлена не только наличием материальных благ и привилегий у первых, но и взаимным презрением обеих сторон.

В поиске работы и пристанища, юная Селестина отправляется во французскую провинцию, где поступает на службу к чете пожилых господ. Сменив десятки домов из-за капризного нрава, и в результате оказавшись в бедственном положении, горничная изо всех сил пытается понравиться престарелой паре. Но появление молодой девицы только усугубляет отношения супругов. Хозяйка дома отчаянно мстит служанке, поручая непосильные задания и заставляя исполнять самые нелепые барские прихоти.

В попытке скрасить одиночество, Селестина знакомится с другой обслугой: кухаркой, которая по совместительству забавляется с мужем хозяйки, и молчаливым садовником Жозефом, имеющим блестящую репутацию верного «цепного пса». Девушке удается расположить преданного слугу, и уже совсем скоро он делает горничной неожиданное и опасное предложение.

События комментируются закадровым голосом главной героини, чтобы создать эффект чтения дневника. Вот почему повествование иногда не последовательно и лишено причинно-следственной связи. Кроме того, достаточно уяснить, что дневник женский, а значит, ни о какой логике не может быть и речи.

Роль горничной Бенуа Жако вновь вручает обворожительной Леа Сейду. Такой эксперимент мог оказаться провальным, так как актриса уже играла прислугу в фильме «Прощай, моя королева». Нужно отдать должное, роли в этих двух лентах получились полярными и совершенно не похожими друг на друга. В «Дневнике» молодая служанка — своевольная и необычайно привередливая. Будучи постоянным объектом вожделения, она играет на чувствах у дряхлеющих мужчин и на раздражении у их престарелых супруг. Селестина без труда соглашается на сговор с садовником, не терзаясь муками совести, нередко нарушает правила хорошего тона и огрызается в ответ на упреки со стороны хозяев.

Сидони, чтица Марии-Антуанетты в фильме Бенуа Жако 2012 года, полная противоположность главной героине «Дневника». Там прислуга королевы беззаветно предана своей госпоже и готова идти за ней даже на гильотину. Такой смысловой контраст в обоих костюмных фильмах, созданных с небольшим временным интервалом, требовал большого мастерства со стороны очаровательной Сейду. И это оказалось ей по силам.

Большинство зрителей будут с недоверием наблюдать за поведением Селестины, пытаясь уличить девушку в дурных намерениях. И каково наше удивление, когда мы открываем для себя слабую, ранимую барышню, желающую обрести маленькое женское счастье. Только и всего! Множество эпизодов в фантазии публики сулят продолжение: ей предлагают статус любовницы и безбедную жизнь взамен на молчание, она шутит про «кухонную» власть поварихи и размышляет о щепотке мышьяка, который может навсегда избавить прислугу от садизма хозяйки. Наше воображение то и дело рождает возможные сцены, которые добавили бы остроты в повествование. Но этого не случается.

«Дневник горничной» — история о слабом, «ощетинившимся» создании, которое требует обыкновенной ласки и мужской заботы. Роковое кокетство и холодная надменность растворятся, когда в поле зрения попадется кто-то с конкретным предложением, а не сказочным обещанием.

Невнятные обрывки то ли дневника, то ли жизни странной девицы

Молодая горничная из самого Парижа
В провинции однажды очутилась;
Всегда была горда, хитра, бесстыжа,
Но тут она в садовника влюбилась.

К чему привел же сей союз?
Коварство? Месть? Поиск наживы?
Или разрыв хозяйских брачных уз?
Увы, ничтожны оказались все мотивы.

Режиссером новой экранизации книги Октава Мирбо «Дневник горничной» стал Бенуа Жако, чьи последние работы сложно назвать по-настоящему успешными («3 сердца», «Прощай, моя королева»). Главная роль досталась Леа Сейду, которая уже работала с Жако ранее, причем в схожем по духу проекте. Но, как бы ни старались художники воссоздавать атмосферу прошлых веков, история получилась провальной. Целиком и полностью, без намека и на лучик света.

Так уж получилось, что синопсис получился куда интригующе, нежели сам фильм. Поскольку книгу не читал, то виновники здесь видятся вполне очевидными - сценаристы, переносившую историю на большой экран. В их числе Хелен Зиммер и сам Бенуа Жако. Что было обещано зрителю? Напряженное противостояние привлекательной горничной Селестины (Леа Сейду) и ее новых хозяев из провинции (Клотильд Молле и Херв Пьер), у которых масса темных тайн. Намекнули нам и на то, что следует ожидать каких-то действий от загадочного садовника Жозефа (Венсан Линдон), который также должен пленить Селестину, активно плетущую сети для своих хозяев. Нормально? Нормально. Развернуться есть где, если имеется подходящий материал.

Что же мы получили? Создателей определенно стоит похвалить за то, что сумели выдержать фильм в одном темпе. Никаких тебе перепадов, всё очень даже ровненько. Только следует тут же отметить, что пришлось наблюдать посредственность от первой и до последней минуты, без шансов на достойные отрезки. Прямо-таки удивительно, как Жако удалось снять настолько непривлекательное, скучное и безыдейное кино. О чем говорить, если несколько строчек синопсиса в разы интереснее, чем всё показанное в полуторачасовой ленте?

По большому счету, не понравилось абсолютно всё. История, съемки, актеры - всё это оставляло желать лучшего. Пресная Леа Сейду, вызывающая отнюдь не томные вздохи в этом образе, никак не влияла на общую привлекательность ленты, то же самое относится и ко всему остальному актерскому составу. По правде говоря, с другими актерами вряд ли можно было бы увидеть нечто другое по общему уровню, уж слишком «никаким» получился фильм, с проблемами, уходящими куда глубже кастинговых решений.

Еще во время просмотра часто спрашивал себя, а почему именно «Дневник горничной»? Да, создатели «всунули» пару эпизодов из прошлого Селестины в основное действие, но это вышло как-то неумело, да и само основное действие было мертвее мертвого, из-за чего получилась неудобоваримая солянка. Что хотели показать этим фильмом - загадка. Что собой представляет Селестина - загадка. Думаете, нашлось место интригам и вызывающему трепет у зрителей продуманному плану Селестины и ее внезапного возлюбленного Жозефа (это не спойлер даже, везде это упоминалось)? Как бы ни так. Вышло не пойми что с такой банальной развязкой, что сложно было придумать нечто более разочаровывающее. Попадись кому такой дневник в реальной жизни - лучше его сжечь. Сжечь без всяких раздумий, поскольку это будет напрасно потраченное время. Собственно, так вышло и с самим фильмом - полуторачасовое недоразумение, не раскрывшее ни историю, ни главную героиню.

Оценка фильма - 3,5/10

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (2)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

вроде интересный сюжет как по мне, будет не скучно смотреть а то бывает снимают такое что невозможно досмотреть, но трейлер мне понравился, очень необычно как то


0

не знаю даже, мне кажется фильм интересный необычный какой то, очень реалистично правда не знаю насчет сценария, что то мне подсказывает что фильм будет затянут и немного скучноват, хотя это только догадки ,,,

Похожие фильмы