Джим Пуговка и машинист Лукас Джим Ґудзик і Машиніст Лукас (Jim Knopf und Lukas der Lokomotivführer)

Сюжет
Приключенческое фэнтези с известной книгой детского писателя Михаэля Энде о симпатичных жителей крошечной страны Медландии, где за один день можно подняться на самую высокую гору, добиться аудиенции у короля и придумать новое путешествие!
Трейлер (украинский дублированный)
Кадры
Рецензии

На паровозе – по новой волшебной стране от Михаэля Энде


Почти с самых первых кадров фильма «Джим Пуговка и машинист Лукас» становится понятным, по чьей сказке он поставлен.
Сюжеты, слегка меланхоличных героев с грустными историями, которые удивительно органично переплетаются с юмором, атмосферу волшебных миров от немецкого писателя Михаэля Энде не спутаешь ни с какими другими, настолько они оригинальны и самобытны. Не найдется среди волшебных стран аналогов Горноземью, где обитает Джим, или стране Фантазии, куда попадает Бастиан из «Бесконечной истории».
За постановщиком Деннисом Ганзелем до «Джима Пуговки…» обращений к сказочному, да и просто фэнтези-жанру не числилось, если, конечно, не считать таковым стильно-вампирскую драму «Вкус ночи». Среди других же заметных проектов этого режиссера стоит выделить мощную драму «Академия смерти» - о закрытой школе времен Второй Мировой по подготовке элиты для Третьего Рейха, а также неплохое продолжение культового «Механика» со Стэйтемом.
Однако отсутствие опыта работы с детским материалом не помешало Ганзелю очень чутко отнестись в литературному первоисточнику и бережно перенести его на экран, сохранив уникальную атмосферу и самобытных героев. Дополнительную ответственность на режиссера накладывало и то, что «Джиму Пуговке…» предстояло стать, по сути, лишь второй заметной экранизацией произведений Энде после культовой «Бесконечной истории», поставленной соотечественником Ганзеля и одним из самых известных немецких постановщиков Вольфгангом Петерсеном. С нее последний, собственно, и начал свое восхождение в Голливуде в середине 80-ых. Да, был еще фильм о сиротке Момо Йоханнеса Шаафа, но при всех своих достоинствах статуса и популярности «Бесконечной истории» он не получил. Да и вряд ли имел шансы, особенно если вспомнить, что лента Петерсена с ее масштабными панорамами и локациями практически вся была отснята в павильонах и, тем не менее, остается любимой уже не одним поколением зрителей.
Заканчивая разговор об экранизациях Энде, надо вспомнить еще «Вуншпунш» (другое название – «Волшебный напиток»), еще одну «Момо» и двух «Джимов Баттонов» (то есть «Пуговок», снятых в 70-х и начале 2000-ых), но это все мультсериалы, а значит – другой формат. Изначально было понятно, что сравнивать фильм Ганзеля будут именно с «Бесконечной историей».
И это сравнение, считаю, он выдержал на «отлично». Сказка немецкого писателя узнаваема в каждом кадре и герое. Ну скажите, в какой сказке вы еще найдете такого уморительно-грозного полудракончика? Для начала вы некоторое время вообще не сможете точно сказать, кто перед вами, потому что происхождение Непомака (именно так его зовут) столь же оригинально, как его характер и привычки.
Да и в его сородичах, в которых уже легче узнать привычных нам ящеров, все же сложно найти буквальное портретное сходство, к примеру, со Смаугом («Хоббит») или Сапфирой («Эрагон»). К слову, именно к городу драконов на краю Гореземья относится мой единственный минус фильму. Для ее описания стоило выделить хотя бы еще минут 15 экранного времени, а то уж слишком беглым получился рассказ о них. Понятно, что книга неизбежно несет сюжетные потери при киноадаптации, но все же…
Или такого меланхолично-печального великана по имени Тур Тур, и тоже - грустной историей? Ведь в большинстве сказок и легенд их изображают совсем другими, но только не Михаэль Энде.
А кулинарные рецепты от императорского двора Мандалы, где монарх тоскует по пропавшей дочери-принцессе? Такие блюда даже в теории представить сложно, хотя «ингредиенты» сплошь знакомые, пусть и не всегда аппетитные. Да и многие жители этой страны обращают на себя внимание, скажем так, своими внешними данными.
Что уж говорить о крошечном Горноземье, мгновенно покоряющем зрителя своей живописностью, игрушечностью и домашним уютом! Под стать, наверное, одному из самых маленьких сказочных королевств его немногочисленные подданные во главе с королем Альфонсом, уже один титул которого – Без-Четверти-Двеннадцатый – заставляет улыбнуться. Ну а когда знакомишься с ним ближе, эмоций от него уже значительно больше и очень разных – от смеха до раздражения и даже гнева. Отличная работа актера Уве Оксенкнехта! В своего героя он намешал и важности, и чванливости и добродушия, и комизма, и даже немножко глупости, которая, как ни странно, только добавляет ему обаяния. Примерно такие же чувства вызывает и его поданный, он же советник, - Эрмель в исполнении Кристофа Марии Хербста. Кроме них, есть очень милая фрау Ваас, сыгранная Аннетой Фрир.
За еще один чудесно выписанный персонаж – паровоз Эмму, играющий в сюжете основную роль, надо сказать спасибо в первую очередь художникам, настолько удачно и красиво они его прорисовали. А с не менее удачной озвучкой Эмму чувствуешь и ощущаешь живым существом при первом ее появлении в кадре. Причем настолько, что управляющей ей машинист Лукас (к слову, отлично сыгранный Хеннингом Баумом), выглядит скорее ее другом и напарником, чем хозяином.
Нет никаких вопросов в фильме и к детским ролям. Юный Соломон Гордон очень убедителен в главной роли - Джима Пуговки: живой, энергичный, любознательный и озорной мальчуган. По ходу фильма Джим учится брать ответственность на себя, самостоятельно принимать решения, не терять присутствия даже в самых сложных ситуациях, заряжая своим оптимизмом и жизнелюбием как сверстников, так и взрослых. Все это Гордон играет удивительно просто и раскрепощенно, особенно если вспомнить, что роль Лукаса – его дебют в кино. Да и со своим главным экранным партнером Баумом быстро нашел общий язык. Так что будет очень интересно последить за его дальнейшей карьерой: при удачном подборе проектов перспективы Соломона кажутся весьма неплохими, актерскими задатками он точно не обделен.
Из других юных талантов в фильме обращает на себя внимание очаровательный Пинг Понг, сыгранный Иденом Гофом – еще один удавшийся дебют в кино! Ну и Лиэнн Эсперансат, конечно, хорошо справившаяся с ролью принцессы ЛиСи, пусть даже за весьма скромное по хронометражу время в кадре, отведенное ее героине. И тоже первая роль в кино! Хочется верить, что благодаря интуиции и режиссерскому чутью Ганзеля мы в будущем получим трех как минимум хороших актеров.
Возвращаясь же ко взрослым ролям, безусловно, надо упомянуть еще легендарную Ширли МакЛейн («Детский час», «Язык нежности», принесший ей «Оскар», «Гамбит», «Невероятная жизнь Уолтера Митти» и многие-многие другие), озвучившую дракониху - Миссис Скалозуб.
Строго по канонам в картине выписали разве что пиратскую Чертову Дюжину, но и здесь я склонен согласиться с создателями: в результате пираты придают сказке большей достоверности – каких-то героев хочется видеть в привычной трактовке.
Итог: экранизации «Бесконечной истории» сорокапятилетней давности фильм Ганзеля не проиграл ни в чем. Благодаря этому у нас теперь как минимум две очень хорошие киноадаптации Михаэля Энде. И хочется верить, что не последние, так как его оригинальные сюжеты и герои - благодарный материал как для полного метра, так и для телевидения.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы