Мужские разборки Du rififi chez les hommes

IMDb: 8.2 (15,592)
Каннский кинофестиваль 1
Сюжет
Профессиональный вор Тони выходит из тюрьмы и узнает, что его жена Мадо сошлась с Пьером, владельцем ночного кабака, промышляющим контрабандой наркотиков.

Отложив на время месть, Тони готовит «идеальное» ограбление ювелирного магазина.
Трейлер
Кадры
Рецензии

В 1955 году на фестивале в Каннах Жюль Дассен одержал победу в номинации «Лучший режиссер» с фильмом «Мужские разборки». Это самая знаменитая работа Дассена, один из первых в кинематографе фильмов-ограблений. Картина снята по одноименному роману французского писателя Огюста Лебретона. На дассеновский нуар наложил видимый отпечаток бытующий миф о парижском легкомыслии. Под мужскими разборками в картине подразумевается не столько решительная удаль или грубая сила (воспетая режиссером в 1947 году в одноименном фильме), сколько обыкновенная глупость, гонор и спесь. Разобраться по-мужски — означает пустить пыль в глаза. Именно на «Мужские разборки» ориентируются авторы современных картин об ограблениях (в том числе и Тарантино в своих «Бешеных псах»), и даже сам Стэнли Кубрик позаимствовал в нем кое-что для своего «Убийства». Современное французское криминальное кино знаменито благодаря той планке качества, которую установил «Мужскими разборками» режиссер Жюль Дассен.

Выйдя из тюрьмы, стареющий вор Тони Стефануа (Жан Сервэ) хочет в первую очередь отомстить своей женщине, которая изменила ему с другим. Но, оставаясь вором, Тони все-таки решает провернуть ограбление одного из самых крупных ювелирных магазинов и собирает подходящую команду. После удачно совершенного дела героев настигают неприятности. Один из участников банды гибнет вследствие чрезмерной похоти, другой — из-за пристрастия к наркотикам, и даже жена бандита ставит мужу в пример простых обывателей: «Это они крутые, а не ты».

В этом безумном мире, где все норовят бодаться и соперничать, остается лишь сделать свое дело и умереть, поэтому самые удачные сцены фильма посвящены именно ограблению и гибели героев. Кража с взломом в картине «Мужские разборки» совершается без единого слова и длится почти тридцать минут, напоминая напряженный акт групповой любви. Сцена смерти здесь и вовсе показана с воистину флоберовской мощностью. Раненный в бок гангстер загибается, сидя за рулем, а тем временем на заднем сиденье кабриолета не утихают так называемые мужские разборки: 5-летний мальчуган заливисто стреляет из большого игрушечного кольта.

Эта картина вызвала восхищение критиков в основном благодаря получасовой сцене ограбления, в которой герои не произносят ни слова. Для большей наглядности в кадре постоянно демонстрируются часы, и зритель имеет возможность наблюдать за кропотливой работой по вскрытию сейфа в пределах экранного времени. Поразительная реалистичность воссозданных событий вызвала запрет показа картины во многих странах как «пособия по ограблению». Однако, несмотря на это, некоторые сцены из «Мужских разборок» вошли в золотой фонд мирового кино. Среди них получасовое ограбление ювелирного магазина на улице Риволи — этот эпизод снят в полной тишине и с максимальной реалистичностью. Кроме того, отмечена сцена чувственного выступления в ночном клубе Магали Ноэль, а также предсмертная агония главного героя за рулем кабриолета.

Это одно из тех произведений, в котором вроде и не к чему придраться, однако все же чего-то недостает. Возможно, в фильме не хватает нарастающего напряжения. Герои готовят преступление, но, прежде чем начнется само приготовление, зритель наблюдает довольно монотонный пролог. Далее сюжет отлично развивается, вплоть до ограбления с его почти получасовым молчанием, и все выглядит здорово. Но потом снова происходит спад. Расшевелившись к самой концовке, действие, однако, не вызывает эффекта взорвавшейся бомбы, для которого были все предпосылки.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы