Пина: Танец страсти Pina

oKino:
7.6
7.6/10
из 10
IMDb: 7.7 (9,521)
Европейская киноакадемия 1
Смотреть трейлер
Композитор:
Слоган: «Танцуй, танцуй, иначе мы потеряны!»
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 15 сентября 2011
Бюджет: €3 238 460
Рейтинг MPAA: PG
Подборки: Фильмы про танцы
Сюжет

Картина является данью памяти гениальному хореографу Пине Бауш, ушедшей из жизни в 2009 году. Пина предстаёт перед зрителями как духовный наставник и психотерапевт для своих учеников. За 35 лет неустанной работы она сумела создать неповторимую технику танца, объединяющую в себе жесты и движения. Для Пины танец — это особый язык, универсальный для всех, независимо от возраста, пола и расовой принадлежности.

Трейлер
Кадры
Рецензии

Весьма необычный для кинопроката, и тем более снятый в 3D, кинофильм представлен в виде документальной ленты о знаменитой немецкой танцовщице и одном из самых радикальных хореографов Пине Бауш, скончавшейся в 2009 году в разгар съёмок.

«Пина: танец страсти» — уникальный для биографической документалистики фильм. Прославленный режиссёр артхауса снял внежанровое кино, которому в одночасье присущи признаки разных жанров — биопика, мюзикла, концертной записи и прекрасно поставленных танцевальных сцен. «Пина» использует непривычный для рядового зрителя киноязык, отдавая предпочтение не словам, репликам и диалогам, а безостановочным движениям в танце. Что примечательно, «Пина» оказывается нестандартным биопиком, в котором умело чередуются танцевальные номера и коротенькие воспоминания-посвящения учеников танцтеатра «Wuppertal» о своём учителе. В то же время творение Вендерса — не совсем биопик, а скорее ода человеку, который не боялся ломать стереотипы и всегда двигался вперёд. Вендерс, ярый поклонник Пины Бауш, как бы восхваляет её через её же творчество, не уделяя фактам из жизни танцовщицы какого-либо внимания. На экране многие люди через танец пытаются выразить свою любовь, признание и мысли о Пине.

Вроде бы не связанные друг с другом танцевальные эпизоды имеют тем не менее определённую цепь последовательности из тетралогии этапным спектаклей Пины Бауш. Эти четыре спектакля — «Весна священная», «Кафе Мюллер», «Kontakthof» и «Полнолнуние» — целиком отражают жизненный путь Пины, её творческие находки и взросление. Причём не только тематическим разнообразием нравится «Пина», но и частой сменой локаций, коими становятся переулки, заброшенные заводы, парки, перекрёстки, вершина горы, лес и многие другие, словно подчеркивая, что жизнь — это танец, а танец — это жизнь.

К слову, сама Пина показывается на экране не больше чем на семь минут из всего хронометража. В остальное время за неё красноречиво говорят ею же придуманные и поставленные танцы. И без того потрясающие воображение трюки и движения танцоров дополняются замечательный саундтрек. Чего только стоят «Lillies of the Valley» и «La prima vez».

Через всю ленту сквозит известное изречение Пины — «меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет». Движения и номера танцоров очень правильно поданы в формате 3D, за последний год успевшим разочаровать каждого. В «Танце страсти» 3D получилось, визуально усилив и подчеркнув танцы. К тому же формат прекрасно передает энергетику, атмосферу, пластику танцоров и динамику движений. Поэтому вопреки опасениям документальная лента смотрится свежо, зрелищно, порой завораживающе. А приятное послевкусие лишний раз подтверждает продуманность реализации до мелочей, что конечно же идёт в плюс Виму Вендерсу.

Тем не менее «жизнеописание Пины в танцах» вряд ли станет объектом посещения массового зрителя, так как современная хореография в прочтении прославленной немки — тема весьма щекотливая и требующая определённого настроения. Судить ленту Вендерса как хороший или плохой фильм не возьмусь, поскольку слишком уж субъективной, основанной на собственных эмоций, окажется оценка.

Появление этой документальной кино-поэмы имеет все шансы стать самым ярким кино-событием года. Эту картину сразу после премьеры не без лишнего пафоса провозгласили «первым арт-хаусным 3D-фильмом». Однако если поглубже уйти в историю кино, то творение Вима Вендерса если и может претендовать на звание такое, то не более, чем первого в этом году, так как авторский кинематограф уже достаточно давно освоил «объёмную» технологию.

Заслуга Вендерса в том, что он вывел 3D технологию на новый качественный уровень. При этом он не только использовал самые современные технологии 3D съёмки, но и открыл новую выразительную сторону «объёмной картинки».

В фильме присутствует множество эпизодов из балета, так что 3D изображение помогает разграничить первый и второй план каждой постановки. Особенно выразительно выглядит композиция на экране, когда танец внедряется в самый неожиданный ландшафт — разворачиваясь не на сцене, а посреди улицы, в цеху завода, в вагоне метро, в пустыне и т. д. Так же как танец гениального хореографа Пины Бауш выходил за пределы сцены — фильм о нём выходит за пределы экрана. Таким образом, поэтическое пространство, созданное в танце Пины, практически без потерь перешло и в фильм Ведерса.

3D подчёркивает выразительность и экспрессивность самого танца, который по сути и является главным героем фильма. «Я был уверен, что 3D и танец созданы друг для друга. И я не разочаровался» — признался режиссёр в одном из своих интервью.

Касательно же технических особенностей фильма, то благодаря 3D, на плоском экране не теряется глубина сцены, а с ней и точность пластических смыслов соприсутствия. «Пина» пошла ещё дальше «Аватара», признанного первым фильмом, выведшим объёмную технологию с уровня аттракциона до необходимой составляющей визуального ряда фильма. Эти фильмы отделает два года, а соответственно и весь массив технологий, которые были изобретены и воплощены за это время. Поэтому сопоставлять фильмы несправедливо. Например, в творении Кэмерона у людей на заднем плане во время движения сливаются конечности, чего невозможно было избежать с технологиями 2009 года.

В основу фильма легли четыре главные постановки Пины Бауш, которые она лично отобрала для этого проекта: «Кафе Мюллер» — танец со столами и стульями; культовая «Весна Священная», которую танцуют на сцене, покрытой торфом; монументальное «Полнолуние», сценография которого включает огромную скалу на пол-сцены; и «Контактхоф» — балет телесных эмоций.

Кроме этого, в фильм вошли интервью-воспоминания членов международной танцевальной труппы Пины Бауш. Короткие воспоминания о своём учителе каждый из танцоров произносит молча — голос звучит из-за кадра, в то время как в кадре показывается портрет молчащего человека. Этим используется один из излюбленных Вэндерсом «внутренних разговоров», которые часто появлялись, например, в «Небе над Берлином». На момент съёмок фильма самой Пины Бауш уже не было в живых. Но тех, кого нет рядом с нами, остаются внутри нас — в наших мыслях и воспоминаниях. Подобный метод «внутреннего диалога» как бы воскрешает саму Пину, делая её как бы собеседником воспоминаний и размышлений танцоров труппы.

За счёт эмоциональной насыщенности самих танцев Пины Бауш, отрывки из которых занимают 90% фильма, сведена к минимуму драматургия самой документалки. В ней нет хронологии жизни хореографа, внимательного всматривания в отдельный этап жизни Пины или других традиционных способов построения фильма-портрета. Вендерс сосредоточился на том, чтобы сделать прежде всего метафизический портрет хореографа, лишь в отдельных эпизодах показав саму бледную хрупкую Бауш. Главное в фильме — состояние жестокой и вдохновляющей свободы и желание обнажить её, состояние столь знакомое каждому из нас и все же неповторимое.

Несмотря на предложения больших киностудий, Вендерс всегда оставался верен своему экспериментаторскому стилю. В течении своей карьеры он снял множество документальных лент о музыкантах («Клуб Буэна Виста», «Человеческая душа» и др.), кинорежиссёре («Токио-Га»), модельере («Записки об одежде и городах») и других выдающихся деятелях. «Пина» дополнила список видов искусств, которые попали под оригинальный взгляд режиссёра.

Вендерс дружил с Пиной Бауш с 1980-х и они неоднократно обсуждали идею фильма. Однако режиссёр не хотел приступать к съёмкам, так как не знал, каким образом можно было бы передать поэтику танца Пины. И лишь когда он посмотрел фильм-концерт группы U-2 в 3D, его творческие замыслы окончательно оформились.

Для самой Пины Бауш это уже далеко не первое появление в кино. В ленте Феллини «И корабль плывет» она исполнила роль Слепой принцессы. Герои картины Альмодовара «Поговори с ней» заворожено смотрят её балеты «Кафе Мюллер» и «Мазурка Фого».

Когда фильм уже был оговорен и вот-вот должны были начаться съёмки, Пина Бауш умерла. Вим Вендерс в связи с этим остановил работу над фильмом и он бы так и не появился, если бы сами танцоры театра Пины Бауш не настояли на съёмках. Уход из жизни хореографа придал некоторым эпизодам фильма меланхоличное настроение. О самом руководителе труппы говорит лишь хроника и, конечно же, сам танец. «Умирая, человек превращается в вальс…» — говорил персонаж Саши Соколова в романе «Школа для дураков».

На украинские экраны этот фильм впервые попал в рамках Второго Одесского Международного Кинофестиваля.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы