Таксист Taxi Driver
Об этом фильме довольно сложно говорить. Если перейти на поверхностный анализ фильма, то можно обойтись и одним словом — «шедевр», и большего не надо, если же начать углубляться, то и до диссертации дойти можно. К чему я все это? Просто картина настолько неоднозначная, что о ней довольно сложно судить по меркам, привычным для простого кинолюбителя.
В чем же сложность? Начнем со сценария. Он написан кинокритиком Полом Шредером, который явно хотел блеснуть умом и показать, что он разбирается в экзистенциализме, чем задал немало хлопот простому зрителю. Акцентируя внимание на внутреннем мире и природе отстраненности Трэвиса Бикла (
Еще одной фишкой считается вкрапление в картину жанра нуар, что влечет за собой темные цвета, смазанные контуры, мотивы воды (дождь призван смыть грязь с улиц и самого города). Помимо этого, обратите внимание, как оператор «смотрит» на оружие глазами Бикла. После такого нельзя еще раз не убедиться в не совсем адекватном восприятии мира героем, что и рождает столь неоднозначный финал.
«Ты со мной говоришь?» — обращается к собственному отражению Трэвис. После войны он не смог влиться в социум, но и находиться вне его организма тоже не присуще человеку. В некоторой мере это и порождает его враждебный настрой, который все сильнее тяготит к насилию и жажде смерти. Он не может найти свое место под солнцем и поэтому решет, что нужно
«Таксист» — очень глубокий и
Еще один, спорный для зрителями, момент вызван музыкой. Одни считают ее превосходной, другие — наоборот. Но ситуация точно та же, что и с «затянутыми» моментами. Как оказалось, и здесь кроется гениальный замысел, в этот раз композитора. Бернард Херрманн решил при помощи музыки еще сильнее подчеркнуть двойственность мира Бикла, поэтому тяжесть звучания переплетается с ее нежностью.
Итак, это еще одно подтверждение того, что в этой картине не все так просто и однобоко, как может показаться на первый взгляд. Даже самые скучные моменты обретают свой подтекст и раскрывают Трэвиса, как личность довольно сложную. К этому можно добавить лишь то,
То, что
Надо отдать должное и самому Мартину Скорсезе за поднятую тему войны во Вьетнаме и проблему сломанной человеческой психики, после пережитых ужасов, о неспособности вернуться в привычную жизнь.
«Таксист» — это безусловный шедевр, признанный критиками и режиссерами. Это эталон гениального кино, который нужно хоть раз в жизни посмотреть и над которым стоит поразмышлять.