Таксист Taxi Driver

oKino:
8.2
8.2/10
из 10
IMDb: 8.4 (389,461)
Британская академия 1
Каннский кинофестиваль 1
Смотреть трейлер
мин
Оператор: Майкл Чэпмен
Композитор:
Слоган: «Он – одинокий, забытый человек, отчаянно пытающийся доказать что он - ВЫЖИВЕТ»
Премьера в мире:
Бюджет: $1 300 000
Рейтинг MPAA: R
Сюжет
Ветеран Вьетнама (Де Ниро), работая таксистом в Нью-Йорке в ночную смену и постоянно наблюдая вокруг лишь насилие и несправедливость, постепенно превращается о обозленного одиночку. Его подавляемые каждый день безысходность, отчаяние и ненависть никак не могут найти выхода, и какое-то время он замышляет убить кандидата в президенты, сам толком не понимая почему. Ему просто физически необходимо выплеснуть накопившиеся внутри эмоции. Де Ниро потрясающе передает психологическое состояние своего героя, а сцена перед зеркалом стала предметом подражания в многочисленных последюущих фильмах и вообще любимой сценой американского обывателя с оружием в руках. Завязавшееся знакомство с двенадцатилетней проституткой (Фостер) приводит его к тому, что полный решимости покончить с пороком и насилием таксист устраивает кровавую баню тем, кто наживается на торговле "живым товаром". После этого "выпуска пара", когда пресса сделала из него героя, он успокаивается и обретает способность жить дальше. Сибилл Шеперд в роли безответной любви таксиста из другого, чистого мира. Фильм удостоен Гран-при — "Золотой пальмовой ветви" на Каннском МКФ в 1976 году. "Оскарные" номинации за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Де Ниро), лучшую женскую роль второго плана (Фостер) и музыку (Херрманн). Нью-Йоркские кинокритики назвали Скорсезе и Де Ниро лучшим режиссером и лучшим актером. (М. Иванов)
Трейлер (украинский перевод от oKino.ua)
Кадры
Рецензии

Об этом фильме довольно сложно говорить. Если перейти на поверхностный анализ фильма, то можно обойтись и одним словом — «шедевр», и большего не надо, если же начать углубляться, то и до диссертации дойти можно. К чему я все это? Просто картина настолько неоднозначная, что о ней довольно сложно судить по меркам, привычным для простого кинолюбителя.

В чем же сложность? Начнем со сценария. Он написан кинокритиком Полом Шредером, который явно хотел блеснуть умом и показать, что он разбирается в экзистенциализме, чем задал немало хлопот простому зрителю. Акцентируя внимание на внутреннем мире и природе отстраненности Трэвиса Бикла (Роберт-Де Ниро), он «затянул» сюжетное действие. Многим не понравились долгие поездки по ночному городу, но именно на них положено немалое идейное наполнение и, собственно, операторские труды. Эти поездки призваны показать отчуждение героя от внешнего мира — есть он в машине и то, что вне нее, которое не воспринимается Трэвисом (именно поэтому проплывающие мимо люди и улицы в замедленной съемке — герой анализирует то, что «вне»).

Еще одной фишкой считается вкрапление в картину жанра нуар, что влечет за собой темные цвета, смазанные контуры, мотивы воды (дождь призван смыть грязь с улиц и самого города). Помимо этого, обратите внимание, как оператор «смотрит» на оружие глазами Бикла. После такого нельзя еще раз не убедиться в не совсем адекватном восприятии мира героем, что и рождает столь неоднозначный финал.

«Ты со мной говоришь?» — обращается к собственному отражению Трэвис. После войны он не смог влиться в социум, но и находиться вне его организма тоже не присуще человеку. В некоторой мере это и порождает его враждебный настрой, который все сильнее тяготит к насилию и жажде смерти. Он не может найти свое место под солнцем и поэтому решет, что нужно что-то исправлять в окружающей его среде.

«Таксист» — очень глубокий и философско-психологический триллер с превосходно продуманными до мелочей сценами. Его трудно воспринять с первого раза, иногда, чтобы понять всю суть картины, нужно пересмотреть несколько раз, но это того стоит.

Еще один, спорный для зрителями, момент вызван музыкой. Одни считают ее превосходной, другие — наоборот. Но ситуация точно та же, что и с «затянутыми» моментами. Как оказалось, и здесь кроется гениальный замысел, в этот раз композитора. Бернард Херрманн решил при помощи музыки еще сильнее подчеркнуть двойственность мира Бикла, поэтому тяжесть звучания переплетается с ее нежностью.

Итак, это еще одно подтверждение того, что в этой картине не все так просто и однобоко, как может показаться на первый взгляд. Даже самые скучные моменты обретают свой подтекст и раскрывают Трэвиса, как личность довольно сложную. К этому можно добавить лишь то, что-Де Ниро раскрылся здесь в полной своей гениальности. Как по мне, то на эту роль могли бы претендовать лишь единицы, и еще не все из них смогли б перевоплотиться в столь не простую особу.

То, что Роберт-Де Ниро потом сыграл еще и «Охотнике на оленей», где речь идет о вьетнамской войне, считаю очень многословным фактом. По сути, он продолжил проблему, поднятую в «Таксисте», но уже в немного другом ракурсе.

Надо отдать должное и самому Мартину Скорсезе за поднятую тему войны во Вьетнаме и проблему сломанной человеческой психики, после пережитых ужасов, о неспособности вернуться в привычную жизнь.

«Таксист» — это безусловный шедевр, признанный критиками и режиссерами. Это эталон гениального кино, который нужно хоть раз в жизни посмотреть и над которым стоит поразмышлять.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы