Валенса Walesa. Czlowiek z nadziei

IMDb: 6.6 (849)
Сюжет
Фильм посвящен событиям периода 1970-1989 годов: от начала рабочих протестов до выступления Валенсы в конгрессе США после свержения коммунистического режима в Польше - перед тем, как он стал президентом.
Трейлер
Кадры
Рецензии

Песнь о Валенсе

Фильмом открытия 43-го кинофестиваля «Молодость» стал фильм «Валенса» - байопик о ключевом польском политике второй половины ХХ века от ключевого польского режиссера этого же периода Анджея Вайды. История о том, как зародилась демократия у наших соседей, получилась близкой народу, как и сам Валенса, и развлекательной, хоть не лишенной должного пиетета.

Судьба Леха Валенсы уникальна: электрик судостроительного завода, ставший лидером демократической «Солидарности», нобелевским лауреатом и президентом. Его имя прописано в учебниках, но отношение к Валенсе двоякое: не все поляки простили ему экономически тяжелые 90-е. Вайда, вероятно, простил: в своем фильме он занимается мифотворчеством. А мифы помогают переворачивать страницы истории, хотя бы на какое-то время.

Львиная доля творчества Анджея Вайды – экранизация классики и кино о войне. «Валенса» не относится ни к одному, ни к другому. Тематически Вайда продолжает один из своих лучших фильмов – «Человек из железа», но в новой ленте мастер жертвует художественным уровнем, как и глубиной анализа исторической действительности. В «Валенсе» показана бытовая героика. Усатый Лех проводит переговоры и делает заявления в своей квартирке, а, каждый раз предчувствуя неладное, оставляет жене Дануте наручные часы и обручальное кольцо со словами: «Продашь, если я не вернусь».

Сам Валенса говорит о себе: «Я не политик, я электрик». И в фильме он действительно человек из народа, который просто «не мог не вмешиваться» и оказался в центре политических событий. Началось с того, что он не смолчал о плохих условиях труда, потом оказался в толпе протестантов, а спустя десять лет возглавил страйк и так дальше. В фильме опускается то, что Валенса не мог сделать переворот в одиночку – здесь преуменьшается роль других лидеров оппозиции и глобальных политических изменений в странах Восточного блока.

В какой-то степени это понятно: Вайда не хотел усложнять. И не хотел омрачать: мытарства Валенсы показаны без трагизма. Режиссеру не занимать мастерства, и приятно отметить, что в отличии от других его коллег в летах, также ударившихся в кинохроникерство (привет Михалкову), Вайда не впал в маразм. Репортажная съемка сочетается здесь с реальной хроникой, за кадром звучат не пафосные оркестровки, а протестный польский рок.

«Валенса» получился очень зрительским фильмом, более того, такое кино впору рекомендовать в школьных программах. Однако у режиссера был благодатный материал: Лех – мужик-острослов, для которого не существует безвыходных ситуаций.

Сложно припомнить, когда еще Вайда снимал столь жизнерадостное кино. Призрак репрессивной машины здесь не страшнее маски из «Крика», как впрочем, было и на самом деле, если сравнивать с тем, что происходило в Советской Украине. Оптимизм как ключ повествования выбран верно. История Валенсы – история польского хэппи-энда, пусть и омраченного экономическим упадком, сопровождавшим первые годы демократии. Киноистория Валенсы – об оправданной народной надежде, пускай мифической.

Украинскому зрителю остается по-белому завидовать: снять подобное кино о персоналиях нашей истории последних лет тридцати невозможно – не о ком. У нас ни Валенсы, ни Гавела не было.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы