В украинский прокат выходит фильм «Виктория», снятый одни непрерывным кадром, длящимся порядка двух часов и двадцати минут. К этому событию oKino.ua вспоминает десять наиболее знаковых картин, созданных без (или почти без) монтажных склеек.

Веревка

Хронометраж: 80 минут

Альфред Хичкок хотел снять фильм одним кадром. Но технологии того времени элементарно не позволили ему этого сделать. Пленочная катушка была рассчитана только на десять минут, и в качестве компромисса режиссер решил сделать серию планов из десяти непрерывных десятиминутных кадров, а монтажные стыки между ними тщательно замаскировать.

Бёрдмен

Хронометраж: 119 минут

Подобный прием использовал в своем фильме и Алехандро Гонсалес Иньярриту. С той лишь разницей, что снимал он все в 2014 году, когда проблемы с длиной катушки пленки уже не существовало. «Бёрдмен» снимался на цифру, склейки также аккуратно скрывались от зрителя, а сами кадры длились от одной до десяти минут.

Русский ковчег

Хронометраж: 96 минут

В отличие от своих коллег, Александр Сокуров на самом деле не прибегал ни к какому монтажу. Его картина — это путешествие по Зимнему дворцу, снятое одним кадром. Сделано правильно всё было только с третьей попытки, а съемкам предшествовало порядка семи месяцев репетиций.

Тайм-код

Хронометраж: 97 минут

В своем эксперименте режиссер Майк Фиггис пошел дальше всех. Его история о любовном четырехугольнике была не просто снята одним кадром, а еще и показана с четырех разных точек зрения. Для этого экран был разделен на четыре части, и в каждой из его частей мы могли увидеть одну непрерывную сюжетную линию.

Виктория

Хронометраж: 138 минут

Главный эксперимент 2015 года — немецкая драма, получившая награду за лучшую операторскую работу на Берлинском кинофестивале. История о девушке и ее четырех приятелях буквально бьет все рекорды среди однокадровых фильмов. Ее продолжительность более двух часов, в ней нет ни одной монтажной склейки, а почти вся актерская игра построена на импровизации.

Тихий дом

Хронометраж: 86 минут

Ремейк одноименного уругвайского ужастика, с Элизабет Олсен в главной роли. Все начинается как триллер о вторжении в чужой дом, а заканчивается параноидальным хоррором. Снято все, как и в «Бёрдмене», правда, за три года до его выхода, — серия продолжительных кадров, замаскированных под один.

PVC-1

Хронометраж: 85 минут

Колумбийская лента, основанная на реальной истории. Несколько грабителей, требуя у семьи внушительную сумму денег, закрепили на шее женщины настоящую бомбу. Для пущей напряженности картину сняли одним кадром за городом, и она стала скорее исследованием человеческой психологии, чем полноценным триллером.

Один кадр

Хронометраж: 78 минут

Датчанка Линда Вендель считается последовательницей движения «Догма». В ее фильме речь идет о семье хиппи, и по стилистике это картина, отражающая все требования Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга. Разница только одна — Вендель сняла свою киноработу одним кадром.

Ана Аравия

Хронометраж: 85 минут

Фильм израильского мэтра Амоса Гитая, специализирующегося на историях о палестинском конфликте. В данном случае один кадр носит еще и политическое послание и, по замыслу режиссера, является символом неразрывности отношений арабов и евреев.

Смерть человека на Балканах

Хронометраж: 80 минут

Эта сербская черная комедия снята не только одним кадром, но также с одной точки, одним общим планом: по сюжету, все происходящее незаметно фиксирует веб-камера. В начале фильме ее включает мужчина, который совершает самоубийство. Самое интересное происходит потом, когда в квартиру к нему поочередно заявляются соседи, врачи и полицейские, причем каждый новый гость привносит в ситуацию все больше хаоса. Изобретательность создателей фильма отметили наградой в Карловых Варах.