Массовый зритель незаслуженно обходит артхаус стороной, хотя даже средний артхаусный фильм принесет больше пользы, чем какая-то попкорновая банальщина: хотя бы даст пищу для размышлений. В преддверии 6-го Одесского международного кинофестиваля, где будет полно «кино с претензией», Роксана Рублевская рассказывает, как правильно смотреть артхаус, чтобы стать его поклонником и, наконец-то, понять, за что какому-то странному фильму дали кучу престижных наград.
Случается так: зовут смотреть кино «не для всех», а вам вдруг вспоминается 90 минут «каторги» с длинными планами рисовых полей и шизофреническими монологами актеров-дебютантов. И вместо готовности подискутировать после просмотра, вы многозначительно молчите или нехотя киваете головой. Но достаточно разделить фильм всего на 4 составляющих и можно навсегда забыть о подобных сложностях.
Интеллектуальное кино (условно — артхаус) — особенная категория в кинематографе, ориентированная на думающую аудиторию. Целью такой элитарности есть попытка сохранить кино, как искусство, продемонстрировать индивидуальность режиссера, часто пренебрегая кассовыми сборами и вкусами публики. Нередко обладатели фестивальных абонементов обвиняют мэтров в «халтуре», уверяя окружающих, что намедни сняли своего приятеля ничуть не хуже, чем Фассбиндер «Керель». Чтобы не ставить себя в неловкое положение, надо заранее подумать о следующем.
Режиссерская стилистика
Самый простой способ понять артхаусную картину — узнать максимум о личности ее создателя. Неважно, собираетесь ли вы в кинотеатр по близости или на Каннский фестиваль, необходимо найти время и поинтересоваться автором предстоящей премьеры. Художественный стиль любого именитого режиссера всегда узнаваем. Использование одних и тех же приемов, а иногда тем, проблематик и даже актеров, формируют неповторимый почерк, который совсем скоро вы начнете отличать от всех прочих.
Персонажи
Героями артхауса становятся неуживчивые, замкнутые, чудаки, находящиеся в поиске своего места в жизни, не умеющие и не желающие взаимодействовать с окружающим миром. Характеры и поведение протагонистов часто не соответствуют морально-этическим нормам и могут вызывать у зрителя весь спектр негативных чувств. Целью создания таких персонажей является желание режиссера показать несовершенство и неоднозначность человеческой натуры, уделить внимание маргиналам, которых тяжело увидеть в жизни или на экране, и отойти от голливудского идеала «сверхчеловека». Потому не стоит ожидать в главных ролях, например, Дженнифер Энистон и Джейсона Стэйтема. Здесь не нужны типажи завоевателей «межгалактических пространств», автор пытается сохранить чистоту Вашего восприятия путем использования преимущественно малоизвестных актеров.
Проблематика
Если для популярного жанрового кино характерна внешняя борьба героя с чем-либо, то в артхаусе, как правило, мы углубляемся во внутренние переживания. Зачастую тут не идет речи о нравственном выборе, герой не стремится быть «впереди планеты всей», скорее его устраивает место в тени, где он вполне доволен своей отчужденностью. Наиболее характерными темами являются: критика эпохи потребления; разложение и деградация современного общества; душевные драмы; одиночество, экзистенциальный кризис; страх смерти и неприспособленность к жизни и прочие темы, о которых думать обычно не хочется.
Съемка
Не стоит удивляться, если первых 10 минут фильма вы видите качающуюся на ветру ветку яблони, или камера фиксирует медленный проход вдоль длинного забора с колючей проволокой. Будьте уверены, что все так и задумано. Для артхауса съемка — не способ развлечь зрителя и даже не попытка иллюстрировать сюжет. Задача — погрузить публику в ощущения героев, какими бы неприятными они ни были, научить Вас читать между строк. Персонажи могут оказаться в чудовищном маргинальном быту: необжитые квартиры с облезлыми стенами, старая мебель, а то и ее полное отсутствие. Внешняя среда призвана отражать внутренние состояния и дополнять экранный образ.
Сейчас уровень качества селфи видео на палке выше, чем уровень артхауса с его шизопараноидальной атмосферностью, которую могут понять лишь избранные ценители и мыслители. Лучше уж книгу почитать, чем тратить время на это "творчество", для некем не понятых мудрецов.
Даже если принять все перечисленные правила игры, никому не посоветую смотреть фильм с первого скриншота :)
да ладно, отличнейшее кино ведь
Мне сложно привязать ему какую либо оценку. После просмотра - "что это было?" и соответсвенное выражение лица:)
не знаю, что бы я делал без такого кино, особенно когда уровень мейнстрима упал.
думаю, это как раз то кино, которое побуждает действовать)