Неделю назад мы рассказывали об основных принципах, по которым украинские прокатчики отбирают для зрителя те или иные картины. Но выбрать фильм и договориться о дате его выхода — это полдела. Время от времени в украинском прокате меняется время релиза, а некоторые заявленные ленты и вовсе не появляются. Сегодня oKino.ua решило разобраться, почему так происходит и что мешает фильмам выходить в прокат в назначенный срок.
Если фильму назначили день премьеры, это еще не означает, что он точно выйдет. Чаще всего заранее переносят или снимают небольшие релизы. В последний момент выход ленты сорваться не может. Во всяком случае, такое не происходит с крупными премьерами. Если бы появление блокбастера на многих фильмокопиях было перенесено или же отменено совсем, то в кинотеатрах полетели бы все графики сеансов. А другим прокатчикам пришлось бы заново подстраиваться под выход большой картины.
Обычно дистрибьюторы и кинотеатры сотрудничают по традиционной схеме. Прокатчики рассылают кинотеатрам свой план релизов на год. Составлять же роспись конкретного фильма (договариваться с кинотеатрами о числе копий и сеансах) дистрибьюторы начинают за месяц — два до его выхода. При налаженном сотрудничестве расписать небольшой фильм можно и за неделю. Но некоторые ленты все равно снимают с проката или переносят. Можно выделить 9 причин, почему так происходит.
1. Фильм еще не готов
Причина банальна и очевидна. Фильм могли продать еще задолго до окончания работы над ним, но со сроками сдачи финального монтажа прогадали. Чаще всего задержки случаются на стадии постпродакшна. Свежий пример — долгожданная «Нимфоманка» Ларса фон Триера, которая изначально должна была стартовать 30 мая в скандинавских странах, но затем была перенесена на декабрь.
2. Одновременный релиз нескольких фильмов от одного прокатчика
Большинству прокатчиков просто организационно сложно выпускать одновременно два и больше фильмов. Тем более что картины могут быть рассчитаны на одну и ту же аудиторию. Поэтому какую-то из премьер лучше перенести.
3. Конкуренция
Этот фактор проявляется и глобально. Несколько лет назад Warner Bros. и Paramount едва поделили между собой июль, когда выходили очередная часть «Гарри Поттера» и «Трансформеры». Украинские прокатчики смотрят на окружение своего фильма в кинотеатрах: есть ли похожие проекты или те, что оттянут целевую аудиторию.
4. Привязка к событию
Например, семейное кино пытаются выпустить во время школьных каникул. Но этот период в Украине и США или западноевропейских странах не совпадает. Соответственно, на ключевых рынках фильм выйдет в одно время, у нас — в другое.
5. Перенос даты премьеры фильма в мировом прокате
На эту причину могут влиять и три предыдущих пункта, только в больших масштабах. Например, компания Warner Bros. решила перенести выпуск экшена «300 спартанцев: Расцвет империи» с августа 2013 года на март 2014, чтобы приурочить премьеру к семилетнему юбилею выхода первого фильма — «300 спартанцев».
6. На Россию не оглядываемся, но …
Вовсе не обязательно, чтобы фильмы выходили одновременно в Украине и России. Например, лента «Киллер Джо» появилась в Украине тремя месяцами позже. Но даты премьер в обеих странах совпадают по логике маркетинговой стратегии дистрибуции. Из-за общего интернет-пространства, доступных в обеих странах СМИ и распространенности русского языка маркетинг фильма в России будет заметен в Украине по инерции: баннер на сайте, заметка в газете, плашка на ТВ, посты «ВКонтакте» и т. д.
7. Организационные задержки
Для украинского релиза надо подготовить перевод не только самого фильма, но и утвердить название, оформление постеров и макеты других материалов — локализировать релиз. Какую-то рекламную продукцию или саму фильмокопию могут доставить в Украину позже назначенного срока. Кроме того, может оказаться, что для картины требуется более длительная рекламная кампания, чем планировалось изначально.
8. Разрешение государственных органов
Украинское агентство по вопросам кино может отказать в выдаче свидетельств на дистрибуцию и демонстрацию фильмов. Причиной подобного бывают не только политические мотивы: те, кто обращается за лицензией, могут просто не подать необходимых документов или не предоставить вовремя требуемых сведений. Последний громкий случай был в прошлом году, когда Госкино якобы не пускало в прокат фильм «Август восьмого». Спустя какое-то время лента, затрагивающая вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 года, все же вышла на экраны, тогда как в Госкино заявили, что никто фильм не запрещал, просто срок рассмотрения заявки на лицензию еще не истек. Из-за отказа в прокатном свидетельстве в наших кинотеатрах в свое время не появились картины «Бруно», «Пила 7 3D», «Хостел 2», «Мы из будущего 2» и «Земля мертвых».
9. Рентабельность фильма
Прокатчик может посчитать фильм нерентабельным, в таком случае лента не появляется в наших кинотеатрах. Например, недавно дистрибьютор UFD отказался от выпуска артхаусной драмы «К чуду» Терренса Малика. Как объяснили в компании, фильм не собрал бы в прокате суммы, которая как минимум компенсировала бы их затраты. Но это не означает, что картину не покажут в Украине совсем. Этот же релиз может перекупить другой прокатчик, если сочтет его для себя выгодным.
а с This is 40 что случилось, напомните? Прокатное не дали вовремя? Фильм уже расписан был и стояли сеансы. Сняли за пару дней до старта и привет. Есессно, потом спихнуть его в сетку кинотеатры нормально не смогли и фильм недособрал сотню тысяч долларов.
а насчет 9го пункта... Экранов у нас не хватает, чтобы расписать нормальными сеансами. + мне не совсем понятно, почему, если UFD счел не выгодным, какой-то другой прокатчик (конечно мельче) сочтет приемлемым для себя?
Очень интересно. Спасибо. А вот "К чуду" совершенно логично сняли, по финансовым соображениям. Фильм для домашнего просмотра.
Спасибо за статью! Получил удовольствие от чтения, тем более, поднятая тема меня очень интересует.
Меня крайне разочаровало решение не прокатывать "К чуду" - козлы!
продолжаете радовать интересными статьями. спасибо)