Неделю назад мы рассказывали об основных принципах, по которым украинские прокатчики отбирают для зрителя те или иные картины. Но выбрать фильм и договориться о дате его выхода — это полдела. Время от времени в украинском прокате меняется время релиза, а некоторые заявленные ленты и вовсе не появляются. Сегодня oKino.ua решило разобраться, почему так происходит и что мешает фильмам выходить в прокат в назначенный срок.

Если фильму назначили день премьеры, это еще не означает, что он точно выйдет. Чаще всего заранее переносят или снимают небольшие релизы. В последний момент выход ленты сорваться не может. Во всяком случае, такое не происходит с крупными премьерами. Если бы появление блокбастера на многих фильмокопиях было перенесено или же отменено совсем, то в кинотеатрах полетели бы все графики сеансов. А другим прокатчикам пришлось бы заново подстраиваться под выход большой картины.

Обычно дистрибьюторы и кинотеатры сотрудничают по традиционной схеме. Прокатчики рассылают кинотеатрам свой план релизов на год. Составлять же роспись конкретного фильма (договариваться с кинотеатрами о числе копий и сеансах) дистрибьюторы начинают за месяц — два до его выхода. При налаженном сотрудничестве расписать небольшой фильм можно и за неделю. Но некоторые ленты все равно снимают с проката или переносят. Можно выделить 9 причин, почему так происходит.

1. Фильм еще не готов

Причина банальна и очевидна. Фильм могли продать еще задолго до окончания работы над ним, но со сроками сдачи финального монтажа прогадали. Чаще всего задержки случаются на стадии постпродакшна. Свежий пример — долгожданная «Нимфоманка» Ларса фон Триера, которая изначально должна была стартовать 30 мая в скандинавских странах, но затем была перенесена на декабрь.

2. Одновременный релиз нескольких фильмов от одного прокатчика

Большинству прокатчиков просто организационно сложно выпускать одновременно два и больше фильмов. Тем более что картины могут быть рассчитаны на одну и ту же аудиторию. Поэтому какую-то из премьер лучше перенести.

3. Конкуренция

Этот фактор проявляется и глобально. Несколько лет назад Warner Bros. и Paramount едва поделили между собой июль, когда выходили очередная часть «Гарри Поттера» и «Трансформеры». Украинские прокатчики смотрят на окружение своего фильма в кинотеатрах: есть ли похожие проекты или те, что оттянут целевую аудиторию.

4. Привязка к событию

Например, семейное кино пытаются выпустить во время школьных каникул. Но этот период в Украине и США или западноевропейских странах не совпадает. Соответственно, на ключевых рынках фильм выйдет в одно время, у нас — в другое.

5. Перенос даты премьеры фильма в мировом прокате

На эту причину могут влиять и три предыдущих пункта, только в больших масштабах. Например, компания Warner Bros. решила перенести выпуск экшена «300 спартанцев: Расцвет империи» с августа 2013 года на март 2014, чтобы приурочить премьеру к семилетнему юбилею выхода первого фильма — «300 спартанцев».

6. На Россию не оглядываемся, но …

Вовсе не обязательно, чтобы фильмы выходили одновременно в Украине и России. Например, лента «Киллер Джо» появилась в Украине тремя месяцами позже. Но даты премьер в обеих странах совпадают по логике маркетинговой стратегии дистрибуции. Из-за общего интернет-пространства, доступных в обеих странах СМИ и распространенности русского языка маркетинг фильма в России будет заметен в Украине по инерции: баннер на сайте, заметка в газете, плашка на ТВ, посты «ВКонтакте» и т. д.

7. Организационные задержки

Для украинского релиза надо подготовить перевод не только самого фильма, но и утвердить название, оформление постеров и макеты других материалов — локализировать релиз. Какую-то рекламную продукцию или саму фильмокопию могут доставить в Украину позже назначенного срока. Кроме того, может оказаться, что для картины требуется более длительная рекламная кампания, чем планировалось изначально.

8. Разрешение государственных органов

Украинское агентство по вопросам кино может отказать в выдаче свидетельств на дистрибуцию и демонстрацию фильмов. Причиной подобного бывают не только политические мотивы: те, кто обращается за лицензией, могут просто не подать необходимых документов или не предоставить вовремя требуемых сведений. Последний громкий случай был в прошлом году, когда Госкино якобы не пускало в прокат фильм «Август восьмого». Спустя какое-то время лента, затрагивающая вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 года, все же вышла на экраны, тогда как в Госкино заявили, что никто фильм не запрещал, просто срок рассмотрения заявки на лицензию еще не истек. Из-за отказа в прокатном свидетельстве в наших кинотеатрах в свое время не появились картины «Бруно», «Пила 7 3D», «Хостел 2», «Мы из будущего 2» и «Земля мертвых».

9. Рентабельность фильма

Прокатчик может посчитать фильм нерентабельным, в таком случае лента не появляется в наших кинотеатрах. Например, недавно дистрибьютор UFD отказался от выпуска артхаусной драмы «К чуду» Терренса Малика. Как объяснили в компании, фильм не собрал бы в прокате суммы, которая как минимум компенсировала бы их затраты. Но это не означает, что картину не покажут в Украине совсем. Этот же релиз может перекупить другой прокатчик, если сочтет его для себя выгодным.