Сегодня день рождения Гильермо дель Торо, режиссера, известного своими странными фэнтезийными лентами о столкновении реальных и воображаемых миров. Вскоре на экраны выходит новая работа дель Торо, викторианский хоррор «Багровый пик». В ожидании премьеры oKino.ua решили пройтись по всей фильмографии режиссера, дабы разобраться с его сильными и слабыми сторонами.

Фильмография: Гильермо дель Торо и его монстры

Хронос (1993)

До того как снять свой первый фильм, Гильермо дель Торо работал кинокритиком и даже успел написать книгу о Хичкоке. «Хронос» — его дебют в качестве режиссера. По сюжету, некий ученый изобретает устройство, дающее бессмертие. Однако, чтобы этот механизм работал, его необходимо подпитывать человеческой кровью. Сам ученый, правда, умирает, а в наше время за его изобретение начинается настоящая война. Главная особенность «Хроноса» (также это название самого устройства) — в его обыгрывании вампирской темы и изобретательности постановщика. Вампиры в фильме являются скорее предлогом. Дель Торо сразу показывает, что его больше интересуют человеческие мутации и монстры как их последняя стадия. При этом режиссерскую неопытность он прикрывает эпатажем: в ленте хватает жестоких сцен насилия и множества киноцитат (от старых японских хорроров до фильмов Кроненберга). А небольшой бюджет позволяет режиссеру с особой дерзостью переносить на экраны все свои накопившиеся фантазии. Последнее как раз и помогает скрыть слабую актерскую игру, дыры в сюжете и совершенно дурацких героев.

Оценка: 3/5

Фильмография: Гильермо дель Торо и его монстры

Мутанты (1997)

Успех «Хроноса» сразу привлек к Гильермо дель Торо внимание голливудских боссов. «Мутанты» стали его первым опытом работы в США. Здесь у него уже не было той свободы, что в дебютном фильме, а сценарий ленты выглядел и вовсе проходным (история двух ученых, борющихся против эпидемии, порождающей страшных существ). Понимая, что с сюжетом и персонажами ему вряд ли что удастся сделать, режиссер сконцентрировался на атмосфере. Так, в «Мутантах» мы видим один из самых страшных и пугающих миров в фильмографии Гильермо дель Торо. Для того чтобы создать его, постановщик не прибегает к монстрам, а скорее намекает на них, не показывает страшные убийства, а дает понять, что они неизбежны. Первая половина фильма — это и есть погружение в мрачный мир, который уже ничто не спасет. Вторая — долгожданное появление ужасных существ и первая надежда на спасение. Именно в «Мутантах» начинает проявляться то, что так привлекает дель Торо в монстрах. Для него они — это одновременно порождение человеческих страхов и возможность под другим углом взглянуть на самые страшные пороки и фобии нашего мира. Вот только одной атмосферой, как оказалось, не спасешь ужасный сценарий. И «Монстры» вновь заявили о Гильермо дель Торо как о талантливом выдумщике, но пока еще не как о значительном режиссере.

Оценка: 2/5

Фильмография: Гильермо дель Торо и его монстры

Хребет дьявола (2001)

До 15 лет Гильермо дель Торо воспитывался в иезуитском колледже для мальчиков. И, по словам режиссера, это были самые страшные годы его жизни: железная дисциплина, постоянные наказания, разборки с одноклассниками. Сценарий фильма «Хребет дьявола» он написал еще в колледже, и в нем можно найти множество личных страхов самого автора. В центре сюжета — история тринадцатилетнего Карлоса, который попадает в приют. Посреди двора здесь едва не разрывается бомба (время действия — 1939 год), один из бывших воспитанников вовлечен в страшную тайну, а в доме обитает призрак с дымящейся головой. «Хребет дьявола» — это первая, и самая реалистичная, часть трилогии (вторая — «Лабиринт Фавна», третья — так и не снятый «3993»), главная особенность которой — переплетение реального и фэнтезийного мира. Именно в вымышленном мире, несмотря на его мрачность, юные герои ищут спасения от ужасов, угрожающих им. Тем более что монстры, обитаемые там, порой оказываются человечнее, чем реальные люди. Здесь Гильермо дель Торо куда больше внимания уделяет психологизму, нежели действию. И если и уместно такое понятие, как «мир дель Торо», то его отправной точкой как раз и является «Хребет дьявола».

Оценка: 4/5

Фильмография: Гильермо дель Торо и его монстры

Блэйд 2 (2002)

Еще до начала съемок второй части вампирской саги режиссер заявил, что ему совсем не интересны вампиры. Куда больше его привлекают мутанты, с которыми тем приходится иметь дело в фильме. Для их создания Гильермо дель Торо вдохновлялся живописью (Босх, Дюрер), а для самого фильма — классическими лентами на вампирскую тему. Однако студия контролировала каждый шаг, и от многих личных идей ему пришлось отказаться. Запоминающиеся монстры и психологические проблемы вампиров сделали эту картину лучшей для фанатов, но совершенно проходной для всех остальных.

Оценка: 2/5

Фильмография: Гильермо дель Торо и его монстры

Хеллбой: Герой из пекла (2004)

Первый большой успех режиссера. Один из самых запоминающихся монстров в истории кино и самый странный комикс, перенесенный на экран. Дель Торо давно вынашивал идею экранизации графических новелл Майка Миньолы. Однако боссов киностудий смущала сама история и ее герой — краснокожий монстр, не расстающийся с сигарой и любящий посквернословить, который влюблен в воспламеняющуюся девушку, дружит с ихтиандром, а все вместе они спасают мир от безумных фашистов. Фильм в результате вышел на экраны, обрел культовый статус и дал Гильермо дель Торо карт-бланш на следующие проекты. Главная же особенность ленты — все те же монстры, которые впервые у режиссера обретают человеческий облик (скорее, правда, внутренне, чем внешне) и становятся главными героями. Благодаря этому Хеллбой и его друзья оказываются наиболее родными и привлекательными персонажами во вселенной постановщика, а фильм — его самой лирической историей. Ведь, помимо традиционного экшена, герои здесь еще и переживают, пытаются бежать от личных проблем и борются со своими фобиями такими же неэффективными способами, как и обычные люди. Не зря сам режиссер не раз признавался, что в детстве ассоциировал себя именно с монстрами, а его любимым персонажем всегда был Франкенштейн.

Оценка: 4/5

Фильмография: Гильермо дель Торо и его монстры

Лабиринт Фавна (2006)

Влиятельный журнал Sight and Sound назвал этот фильм «„Гражданином Кейном“ мира фэнтези». Сам дель Торо именует его сводной сестрой «Хребта дьявола», признавая, что Фавн, монстр из картины, является его лучшим творением. «Лабиринт Фавна» — это и вправду вершина Гильермо дель Торо как в плане образов, так и по режиссуре. Как и в «Хребте дьявола», мы видим историю о ребенке, сталкивающемся с ужасом реального мира. Местом действия все также является франкистская Испания, а фэнтезийный мир становится спасением от мира реального. Вот только в этот раз режиссер создает два равносильно  ужасающих мира. В первом из них есть люди и насилие, во втором — всевозможные вымышленные персонажи, вызывающие страх. Как и юной героине, зрителю самому предоставляется возможность выбора — каков из этих миров более пугающий, а в каком из них стоит искать спасения. Но великим этот фильм делает не только это. Именно в «Лабиринте Фавна» Гильермо дель Торо объединяет в одной картине две традиционные модели хоррор-фильмов: истории, пугающие действием, и истории, где самое страшное заключено в ожидании этого самого действия. Причем если даже вы уберете все хоррор-составляющие, перед вами все равно окажется очень сильная драма о детстве, ужасах войны и страхах взросления. А копни вы глубже, то обнаружите и вовсе обычную детскую сказку, вывернутую наизнанку.

Оценка: 5/5

Фильмография: Гильермо дель Торо и его монстры

Хеллбой II: Золотая армия (2008)

«Фильм, в котором у меня была наибольшая свобода и от создания которого я получал настоящее удовольствие», — так окрестил вторую часть «Хеллбоя» Гильермо дель Торо. Именно эта свобода и желание отойти от мрачного мира «Лабиринта Фавна» позволили ему снять свой самый легкий и смешной фильм. Герои, все те же три мутанта во главе с краснокожим любителем сигар Хеллбоем, много шутят, трогательно выясняют отношения и находят странные поводы для примирения. Из-за замкнутого пространства, в котором он живут, все это порой даже смахивает на сериал «Друзья» в мире комиксов. Так, у Хеллбоя хватает проблем с подружкой, а его друг — ихтиандр — читает стихи, слушает классическую музыку и постоянно думает о своей возлюбленной. В одной из сцен к нему присоединяется Хеллбой. Они достают по упаковке пива, включают душераздирающую песню «Я не могу улыбаться без тебя» и… начинают петь. Такого в кино до Гильермо дель Торо мы точно не видели.

Оценка: 4/5