Главным событие последней недели стал выход «Мира Юрского периода» — легендарной истории о парке развлечений, населенном динозаврами. Продолжения этой истории мы ждали целых четырнадцать лет, с момента выхода на экраны третьей части в 2001 году. Сама картина тогда стала главным разочарованием, но даже без нее тот год запомнится в истории кино хорошими фильмами.

Властелин колец: Братство Кольца

О чем: экранизация романов Дж. Р. Р. Толкина о хоббите Фродо и компании, которые отправляются в опасное путешествие по Средиземью с целью уничтожить кольцо всевластия.

Почему смотрели: о самом фильме известно, кажется, всё и в наше время не смотрел его, наверное, только самый ленивый. Первая великая экранизация Толкина, возвращение моды на фэнтези и целая вселенная, получившая стараниями режиссера Питера Джексона отличное воплощение на большом экране. Конечно, фильм Джексона был далеко не первым обращением к наследию Толкина. В 1978 году, например, увидела свет довольно популярная анимационная лента «Властелин колец» Ральфа Бакши. Сам Джексон всегда называл себя фанатом этого мультфильма, и именно им он вдохновлялся при создании своего фильма — от сценария до образов главных героев. Но главное, новозеландский режиссер, будучи поклонником произведений Толкина, сумел очень аккуратно перенести на экран его неповторимый мир, на котором успело вырасти не одно поколение. Среди «толкинистов», разумеется, хватало и противников фильма, обвинявших режиссера в осквернении их святыни. Но в основном «Властелин колец» смог примирить буквально все категории зрителей: его с одинаковым восторгом смотрели как дети, так и высоколобые критики. Ведь сам фильм был ни чем иным как демонстрацией всей силы кино, возможностью на определенное время убежать от проблем современного мира туда, где можно оставаться вечно. В конечном счете первая часть «Властелина колец», при бюджете в $93 млн, собрала более $870 млн — и это не считая последующей прибыли от DVD и всевозможной сувенирной продукции. Всё это поставило трилогию Джексона в один ряд со «Звездными войнами» и сделало, пожалуй, одним из главных событий в киноистории XXI века.

Малхолланд Драйв

О чем: начинающая актриса Бетти приезжает в Голливуд с целью пробиться в кино. Однажды в своей квартире она находит испуганную девушку с вымышленным именем Рита. У нее нет никаких документов, но есть сумка, полная денег, и загадочный синий ключ.

Почему смотрели: «Малхолланд Драйв» изначально должен был стать сериалом канала ABC. Дэвид Линч снял пилотную серию, показал ее продюсерам, но те оказались явно не в восторге от увиденного. После этого режиссер заручился поддержкой французского Canal+, доснял еще несколько сцен и выпустил полноценный фильм. «Малхолланд Драйв» показали в Каннах, где он стал одним из самых обсуждаемых событий фестиваля, а сам Линч получил приз за режиссуру. Один из секретов такого успеха — в истории, которую каждый зритель мог трактовать на свой лад. А также в особой магии кино о кино и настоящей оде закулисью и мифам классического Голливуда.

Сюжет фильма напоминал пазл, и одним из главных развлечений для критиков и зрителей была попытка собрать его в единое целое. Ради этого влиятельное британское издание The Guardian, например, собрало шестерых критиков с просьбой дать свою трактовку увиденному — их мнения тут же разошлись. Среди вариантов было как то, что все происходящее на экране сон, так и то, что история с Ритой — это не более чем зеркальное отображения жизни главной героини. Французская пресса также подхватила эту волну, и в Cahiers du Cinema посвятили большую часть каннского номера разбору фильма. В результате, по опросу критиков, творение Дэвида Линча было признано лучшим фильмом года. А спустя несколько лет — и вовсе возглавило списки лучших картин десятилетия.

Интересно, что «Малхолланд Драйв» стал пропуском в Голливуд для австралийки Наоми Уоттс. Как и ее героиня Бетти, она также в свое время приехала покорять «фабрику грез», в какой-то момент осталась без работы и думала о конце карьеры, но всю ее жизнь изменила встреча с Дэвидом Линчем.

Пианистка

О чем: Эрика Кохут — известная пианистка, которая живет вместе с деспотичной матерью и мечтает о мужском внимании. Она одержима плотскими утехами, посещает порновидеопрокат и прячет дома целую коллекцию секс-игрушек. Жизнь Эрики неожиданно меняется, когда в нее влюбляется молодой студент.

Почему смотрели: фильмы австрийского режиссера Михаэля Ханеке всегда славились своей провокативностью и нападками на европейский средний класс. Уже в своем дебютном фильме «Седьмой континент» он проходился по традиционным семейным ценностям, в «Видео Бенни» говорил о насилии, скрывающемся за закрытыми дверями самых благополучных австрийских семей. Однако именно «Пианистка» принесла Ханеке настоящую славу. Сама лента стала экранизацией скандального романа Эльфриды Елинек, которая выступила сценаристом фильма. Фильм, впрочем, также не обошелся без скандала — после выхода его назвали порнографическим, а режиссера — провокатором и вуайеристом. Но в этом, как раз и была задумка Ханеке — сделать неудобный фильм о «скрытом». «Пианистка» — эта именно та картина, которую неловко смотреть и еще более неловко находить схожесть с кем-то из персонажей (будь то консервативная мать или фантазирующая об извращениях главная героиня). Эрику Кохут в фильме сыграла Изабель Юппер — и это, пожалуй, одна из самых сильных ее ролей, за которую актриса вполне заслуженно получила приз в Каннах. Награду за лучшую мужскую роль на фестивале получил ее партнер по фильму — Бенуа Мажимель, сыгравший влюбившегося в нее студента.

Еще пять важных фильмов 2001 года:

Победитель Каннского кинофестиваля: «Комната сына», реж. Нанни Моретти

Самый кассовый фильм: «Гарри Поттер и философский камень», реж. Крис Коламбус

Самый зрелищный фильм: «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», реж. Энг Ли

Самый трогательный: «Почти знаменит», реж. Кэмерон Кроу

Главный мультфильм: «Шрек», реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон