DC Comics, наконец-то, удалось ублажить американских кинокритиков, благодаря первому блокбастеру, целиком посвященному не супергерою, но супергероине. На момент написания этого материала профессиональные рейтинги у фильма «Чудо-женщина» составили 94% на Rotten Tomatoes и 73 пункта на Metacritic — невиданный подарок для киновселенной DC, которую обычно заклевывают все кому не лень. Все эти баллы, конечно, вещь относительная, тем более что «Чудо-женщина» вписывается в узнаваемую стилистику Зака Снайдера, продюсера всех дисишных картин — ту самую, которая и набивает оскомину американским критикам. Что сделало для них новую ленту исключением, очевидно — феминизм. И эту идею «Чудо-женщина» продвигает отлично. По голливудским меркам.

Придуманная в 1941 году американским психологом Уильямом Марстоном супергероиня задумывалась как двигатель феминистических идей и успешно им выступала, чему не мешало даже нелепое звездно-полосатое трико, делавшее ее в первую очередь объектом вожделения. Казалось бы, образ Чудо-женщины, одновременно и эмансипированной, и сексуально объективированной, в наши дни морально устарел. Но нет: если взглянуть на супергероинь из других кинокомиксов последней декады (Черная вдова, Алая ведьма, Невидимая леди, девушки из «Людей Икс», Харли Куинн), то с изображением самодостаточных женских персонажей здесь окажутся большие проблемы. И Чудо-женщина, предложенная четой Снайдер и режиссером Пэтти Дженкинс, на голову прогрессивнее всех их вместе взятых. Предыстория этой героини, рассказанная в новом фильме, как раз показывает это, потому как мы знакомимся с принцессой амазонок Дианой, пока она еще не видела наш патриархальный мир и свободна от его стереотипов (в «Бэтмене против Супермена» она уже действует вполне в его рамках).

По структуре «Чудо-женщина» очень похожа на фильм «Человек из стали». Это тоже история взросления и милосердия божества к людям (Диана — полубогиня, дочь Зевса и амазонки Ипполиты, унаследовавшая суперсилы как раз от отца). И психологическое взросление девочки здесь пример того, как оно должно происходить в идеальном мире, не изгаженном гендерным неравенством. Женщины-воины с детства учат Диану не только сражаться, но и верить в себя и свои силы. Девочка растет образованной; еще не познав мужчину, она знает, что последние для получения удовольствия необязательны. Первый в ее жизни живой обнаженный представитель противоположного пола не вызывает у Дианы смущения. Уже в нашем мире она воспринимает как дикость фэшн и бьюти-индустрию, табу на показ женского тела и, главное — то, что миром управляют старые сексисты, для которых насилие — плевое дело, а не крайняя политическая мера. Благодаря тому, что зритель смотрит на привычные вещи глазами непосвященной героини, меняется понятие нормы, и ненормальным оказывается наше общество, а не попавшая в него амазонка. В этом смысле «Чудо-женщина» — прекрасное воспитательное кино с правильной ролевой моделью для девочек, кино, на которое стоит водить дочерей и сыновей.

рецензия на фильм Чудо-женщина 2017

Продюсируемая Снайдером киновселенная DC очень крепко подвязана на мифологии и архетипах, которые очень тяжело идут у зрителя, ожидающего очередное попкорн-веселье. Линия Чудо-женщины, например, состоит в том, что она перенимает опыт старших матриархов (амазонки), чтобы с его помощью в итоге побороть старшего патриарха (главный антагонист), по пути повергая других неприятелей мужского пола. При наличии отрицательного персонажа-женщины Диана с ней как раз не сражается, а проявляет милосердие — как к ведомой плохими мужчинами жертве обстоятельств.

Феминистический подтекст «Чудо-женщины» частично портится мелодраматической линией, такой же приторной, как и примерно-показательной. И прогрессивная предыстория супергероини сводится в пафосном финале на нет банальщиной о том, что любовь спасет мир — и по традиции, защитником любви является женщина. Так и ждешь, что вместо энергетических лучей Диана начнет стрелять розовыми сердечками. Справедливости ради напомним, что Человек из стали тоже спасал мир ради любви и был ранимым, толерантным и эмоциональным персонажем — в духе феминистических воззрений на образ хорошего мужчины.

Война — еще одна ключевая тема в «Чудо-женщине», и показана она здесь отнюдь не в комиксово-сказочном ключе, как в фильмах подобного жанра. Пэтти Дженкинс не брезгует ставить в кадр калек и страдающего от посттравматического синдрома горе-вояку, не боится показывать насилие и его последствия вблизи, говорить о белых колонизаторах. Вещи для кино не новые, но тот же Marvel либо не станет вообще отпугивать PG-13 аудиторию реализмом, либо превратит убийства в карикатуру, как в «Дэдпуле» и «Логане».

рецензия на фильм Чудо-женщина 2017

Серьезность фильмов DC многими зрителями воспринимается в штыки, и «Чудо-женщина» вряд ли избежит такой участи. Какие бы важные идеи феминизма, пацифизма и так далее не продвигались на экране, аудитория не забудет, что она пришла в первую очередь на блокбастер, в котором девица в короткой юбчонке задает жару мерзавцам, и потому ждет экшена, безукоризненной логики даже в деталях и моментов «на поржать». С последними у «Чудо-женщины» все в порядке — это первая дисишная картина, в которой, наконец-то, удается к месту шутить. Экшен выделяется непривычной и изощренной хореографией боев с участием женщин (получается что-то похожее на балет с оружием), но камера слишком часто любуется экс-моделью Галь Гадот, выдавая такие крупные планы, которым позавидовала бы любая реклама косметических брендов. И логика, «любимая» часть всех лент DC, время от времени таки дает сбой, хотя сценарная работа в целом вопросов не вызывает.

«Чудо-женщина» — это полезная сказка для юной аудитории. Это также этапный фильм для заискивающей перед гражданскими активистами голливудской киноиндустрии, которая еще только ищет удовлетворительную для всех форму изображения женщин. И это достойное возвращение на экраны персонажа, который современному зрителю был больше знаком по фотографиям косплейщиков и порнопародиям.