То, что планировалось как бездушный расчет, на деле оказалось верным способом освежить давно потерявшую свою суть многомиллиардную кинофраншизу. Первый спин-офф «Звездных войн» — это лучшее, что можно сделать с культовой джедайской сагой в наши дни. Хотя бы потому, что после седьмого эпизода нам есть с чем сравнивать.

В тексте возможен спойлер!

История «Звездных войн» — это больше не о кино, это больше об индустрии. Той, где режиссер и сценаристы ничего не решают, где каждый малый шаг проходит несколько стадий утверждения у студийного топ-менеджмента. И «Изгой-Один» своему появлению благодарен именно всей этой системе. Напомним, что в 2012 году Disney за 4 с лишним миллиарда долларов купил у Джорджа Лукаса продакшен его имени и право реанимировать/выжать все соки из «Звездных войн». И было решено снять новую трилогию по основной сюжетной линии и сделать три спин-оффа, чтобы каждый год до 2020 выходило по фильму под брендом Star Wars. В ближайшем январе топы Disney и Lucasfilm вновь соберутся, чтобы решить, как развивать и монетизировать кинофраншизу в следующем десятилетии. И, очевидно, что реакция зрителей (прежде всего, финансовая) на ленту «Изгой-Один» станет определяющей в том, что продюсерам делать дальше: придумывать Скайуокерам новых родственников или расширять киновселенную «Звездных войн» новыми персонажами. Второй путь, судя по «Изгою-Один», выглядит более разумным.

Сюжет «Изгоя-Один» развивается «впритык» к событиям четвертого эпизода «Новая надежда». Альянс ослаблен и разобщен, Империя построила «Звезду смерти», способную разрушать целые планеты, узнать и по возможности обезвредить новое супероружие должен «отряд самоубийц» со стороны повстанцев. По новой голливудской моде, главный персонаж — молодая женщина. Джин Эрсо (Фелисити Джонс) — дочь инженера «Звезды смерти» и повстанец поневоле, ее характер развивается от конформиста, у которой нет доверия ни к власти (Империя), ни к оппозиции (Альянс), до сознательного бунтаря с четким пониманием цели и своей гражданской позиции. Такой персонаж тоже своего рода клише, но это на порядок лучше схематической «избранности» главной героини седьмого эпизода.

В целом кажется, что у создателей «Изгоя-Один» было больше свободы действий, чем у трудившегося над «Пробуждением силы» Джей Джея Абрамса. «Запродюсированность» превратила седьмой эпизод в законсервированную кальку оригинальной трилогии — ведь что еще можно сделать с сиквелами в 2010-е? Но «Изгой-Один» показывает, как соблюсти равновесие между кивками в сторону старых фильмов и стилем современных блокбастеров. Да так, что камео старых героев (Дарт Вейдер и еще несколько сюрпризов), вписанные в сценарий для вау-эффекта, кажутся лишними и самым неинтересным, что есть в «Изгое-Один». При этом концептуально и стилистически спин-офф очень аккуратно вписан в четвертый эпизод — вплоть до того, что финал нового фильма повторяет первую сцену «Новой надежды». Здесь нет ретро монтажных стыков, как в «Пробуждении силы», но сцены в космосе выглядят так, будто сняты с модельками и реальными фонами, как у молодого Лукаса. В то же время некоторые сцены сделаны в манере реалистических военных фильмов об американских кампаниях в Ираке и Афганистане; инопланетные пейзажи поражают детализацией; звезда фильмов об Ип Мане, Донни Йен, привносит настоящий дух восточных единоборств в хореографию джедайских боев.

Изгой-Один. Звездные войны: Истории

В отличие от «Пробуждение силы», «Изгой-Один» — это кино не только для школьников, здесь более умелая режиссура и сценарий без глупостей (почти), хотя и в одном и другом не сыскать новаторских приемов, все усложнения для героев прописаны будто по учебнику. Самый же смелый шаг авторов — решение сделать «Изгоя-Один» трагедией. Решение логичное: никто из персонажей в этой франшизе больше не понадобится, да и вообще сюжет спин-оффа завязан на незначительном в масштабах всей киносаги событии. «Изгой-Один» не дает никаких «крючков» для следующих серий «Звездных войн», что развязало создателям руки снять на фоне одной далекой галактики свою версию «Семи самураев» и «Спасти рядового Райана», а также сосредоточиться на образах героев. Последнее также получилось хорошо и благодаря сценаристам (а это автор «Стрингера» Тони Гилрой и подстраховщик для него Крис Вайц), и благодаря опытным актерам, которых вряд ли бы поставили в основную трилогию. Драматический талант позволяет Фелисити Джонс и Диего Луне удерживать сексуальное напряжение между своими героями и одновременно сохранять их озабоченность собственными конфликтами и общей целью. Эти персонажи практически не имеют времени на какие-то личные взаимодействия, но в их дуэт веришь. Мадсу Миккельсену и Форесту Уитакеру вообще отводят мало экранного времени (что оправдано сценарием), но их герои увлекают побольше, чем подиумное появление в кадре Вейдера. На фоне живых артистов единственной лажей оказывается воскрешенный с помощью компьютерной графики гранд-мофф Таркин (игравший его в 1977 Питер Кушинг умер еще в 1994 году).

«Изгой-Один» станет тестом для Голливуда на готовность экспериментировать с сакральными для индустрии франшизами. Ответ дадут кассовые сборы, пока что спин-оффу прогнозируют бокс-офис в 120–150 млн долларов за уикенд — прилично для большого кино, но вдвое меньше, чем «Пробуждению силы». И без всех этих цифр ясно, что режиссер Гарет Эдвардс оказался лучшим продолжателем дела Лукаса, чем Джей Джей Абрамс, а правильный в творческом плане способ развивать большую кинофраншизу — ослабить продюсерские вожжи и умерить финансовые ожидания.

Смотрите еще: Что надо знать о фильме «Изгой-один. Звездные войны. Истории»