Черная политическая сатира от британца Армандо Иануччи «Смерть Сталина», поставленная по одноименному комиксу французов Фабьена Нури и Тьерри Робена, еще до премьеры наделала много шума. Накануне старта проката в России местный Минкульт отозвал прокатное удостоверение ленты, посчитав ее сильно оскорбляющей российское достоинство. Что сказать — отличный ход, благодаря этому ажиотаж вокруг картины еще больше усилился. Как говорится, запретный плод самый желанный, и теперь «Смерть Сталина» посмотрит, пусть даже позже, большее количество зрителей. В украинский прокат лента вышла спокойно, и насладиться этой действительно смешной комедией можно на большом экране. Комедией, которую, кстати частично снимали в Украине, поэтому ожидайте увидеть знакомые киевские локации вроде Крещатика.
«Смерть Сталина» вызывает не просто смех, а смех сквозь слезы, ибо мощная сатира подается через призму ужасов тоталитарного режима. Начало
Армандо Иануччи («В петле», «Вице-президент») любит копаться в политических темах и бесцеремонно высмеивать серьезные проблемы. Но бесцеремонно — не значит плохо. «Смерть Сталина» — это пример того, как нужно снимать сатиру, чтобы и рассмешить, и заставить всмотреться в глобальный фон, прочесть все метафоры. Режиссер подчеркивает абсурдность тирании и выпячивает порождаемые ею проявления бесчеловечности. Вот ищут гэбисты отца, а сын, вместо того, чтобы прикрыть его и попытаться спасти, не думая, сдает родителя. Или же — в местной филармонии отгремел концерт, и по его завершению Сталин звонит директору, срочно требует запись представления на пластинке и бросает трубку, не дожидаясь ответа. Что же делать директору, если музыканты устали, люди разошлись? Невыполнение желания вождя, даже самого нелепого желания — это расстрел. Он хочет запись и все. Иануччи, конечно, гиперболизирует самовластие, но этим добивается должного эффекта: зритель и хохочет, и шевелит мозгами, понимая реальную подоплеку фильма.
Большая заслуга в создании убийственной сатиры — в актерах, прекрасно воплотивших образы партийной элиты. Реальные личности подавались додиками, которые могут прийти на совещание в костюме, одетом поверх пижамы, но с серьезным лицом рассуждать о насущных трудностях. Каждый персонаж колоритный, в каждом превосходно высмеяны расхожие представления о прототипе. К примеру, Джейсон Айзекс роли маршала Жукова — это шедевр: вечно готовый к битве, безумный военный, которому только лишь дай повод для
В «Смерти Сталина» также чудесно выдержана стилистика, хорошо передан антураж
Главный прием в «Смерти Сталина» — абсурдность, которая зеркально отражает тоталитарный режим, потому что сам по себе тоталитаризм является полнейшим абсурдом, что и стараются донести авторы фильма. При этом картина не пропагандирует ничего, а просто открывает глаза на вещи, на которые давно уже стоит посмотреть под другим углом. И если уж «Смерть Сталина»
Для людей, которые тоскуют по прошлому - однозначно к просмотру ;)
Ждал обзора, так как некоторые сомнения по поводу фильма были (не каждый может снять достойное кино в таком жанре), однако, теперь уверен, что стоит обязательно его посмотреть. Благодарю за интересный и своевременный обзор.