Черная политическая сатира от британца Армандо Иануччи «Смерть Сталина», поставленная по одноименному комиксу французов Фабьена Нури и Тьерри Робена, еще до премьеры наделала много шума. Накануне старта проката в России местный Минкульт отозвал прокатное удостоверение ленты, посчитав ее сильно оскорбляющей российское достоинство. Что сказать — отличный ход, благодаря этому ажиотаж вокруг картины еще больше усилился. Как говорится, запретный плод самый желанный, и теперь «Смерть Сталина» посмотрит, пусть даже позже, большее количество зрителей. В украинский прокат лента вышла спокойно, и насладиться этой действительно смешной комедией можно на большом экране. Комедией, которую, кстати частично снимали в Украине, поэтому ожидайте увидеть знакомые киевские локации вроде Крещатика.

«Смерть Сталина» вызывает не просто смех, а смех сквозь слезы, ибо мощная сатира подается через призму ужасов тоталитарного режима. Начало 1950-х годов. Война давно закончилась, но отголоски ее в СССР остались. И наладить жизнь в стране, где каждый ее житель засыпает с мыслью, что утром его признают предателем родины и расстреляют, невозможно. Держит народ в страхе один человек — Иосиф Виссарионович Сталин (Адриан Маклафлин). Всех, кто его малость не послушает, что-то не так скажет или же просто косо посмотрит, он казнит или отправит в Сибирь. Никто не может даже перечить ему. Но все же остались смелые люди. Одна из них — музыкантка Мария (Ольга Куриленко), которая инкогнито отправляет Сталину полную ненависти и презрения записку, после прочтения которой у него случается инсульт, и вождь проводит ночь в луже собственной урины. Солдаты возле кабинета генсека услышат шум, однако проверить не зайдут, потому что это будет для них значить одно — расстрел. Утром Иосифа Виссарионовича находят (а тех, кто нашел, ясное дело, расстреливают), и возле лежащего тела собираются его «верные» соратники: Берия (Саймон Расселл Билл), Маленков (Джеффри Тэмбор) и Хрущев (Стив Бушеми). Им предстоит решить, что делать дальше. С одной стороны, не все приветствуют сталинский тип правления, с другой — из-за неожиданной смены режима может наступить ненужная революция. За опустевший «трон» начинаются настоящие гонки.

кадр из фильма "Смерть Сталина"

Армандо Иануччи («В петле», «Вице-президент») любит копаться в политических темах и бесцеремонно высмеивать серьезные проблемы. Но бесцеремонно — не значит плохо. «Смерть Сталина» — это пример того, как нужно снимать сатиру, чтобы и рассмешить, и заставить всмотреться в глобальный фон, прочесть все метафоры. Режиссер подчеркивает абсурдность тирании и выпячивает порождаемые ею проявления бесчеловечности. Вот ищут гэбисты отца, а сын, вместо того, чтобы прикрыть его и попытаться спасти, не думая, сдает родителя. Или же — в местной филармонии отгремел концерт, и по его завершению Сталин звонит директору, срочно требует запись представления на пластинке и бросает трубку, не дожидаясь ответа. Что же делать директору, если музыканты устали, люди разошлись? Невыполнение желания вождя, даже самого нелепого желания — это расстрел. Он хочет запись и все. Иануччи, конечно, гиперболизирует самовластие, но этим добивается должного эффекта: зритель и хохочет, и шевелит мозгами, понимая реальную подоплеку фильма.

Большая заслуга в создании убийственной сатиры — в актерах, прекрасно воплотивших образы партийной элиты. Реальные личности подавались додиками, которые могут прийти на совещание в костюме, одетом поверх пижамы, но с серьезным лицом рассуждать о насущных трудностях. Каждый персонаж колоритный, в каждом превосходно высмеяны расхожие представления о прототипе. К примеру, Джейсон Айзекс роли маршала Жукова — это шедевр: вечно готовый к битве, безумный военный, которому только лишь дай повод для какой-то передряги.

В «Смерти Сталина» также чудесно выдержана стилистика, хорошо передан антураж 50-х годов и монументализм, который вскоре уйдет вслед за породившим его правителем. Мебель, одежда и прочие элементы оформления кажутся такими настоящими, будто ленту снимали именно в ту эпоху.

Главный прием в «Смерти Сталина» — абсурдность, которая зеркально отражает тоталитарный режим, потому что сам по себе тоталитаризм является полнейшим абсурдом, что и стараются донести авторы фильма. При этом картина не пропагандирует ничего, а просто открывает глаза на вещи, на которые давно уже стоит посмотреть под другим углом. И если уж «Смерть Сталина» каким-либо образом «унижает достоинство российского (советского) человека», то тогда проблемы не с фильмом, а с упомянутым достоинством. Фильм-то показывает, что так руководить державной, так относиться к людям попросту нельзя. Это настолько ужасающе, что аж истерически смешно.