oKino.ua уже больше года ежедневно обозревает мир телевизионных сериалов. Сегодня мы решили рассказать о фундаменте, на котором построен этот мир: принципах кабельного и эфирного телевидения. Ведь благодаря этим принципам и различиям, например, «Игра престолов», выходящая на HBO, стала самым жестким и захватывающим зрелищем в мире, а сериал «Как я встретил вашу маму», транслируемый CBS, можно использовать в качестве успокоительного или смело показывать своим детям.

Свобода

Кровавый реализм и беспощадную жестокость «Игры престолов» (выходит на кабельном канале HBO) невозможно себе представить, скажем, на канале ABC, который американцы любят смотреть всей семьей по вечерам. И пусть формальное различие между эфирным и кабельным ТВ заключается лишь в способе передачи данных (ваш телевизор ловит канал антенной или же принимает кабельный сигнал), на самом деле, между ними есть принципиальное различие. Эфирный сигнал передается бесплатно, следовательно — более распространен.

Бытует мнение, что неподготовленному зрителю (например, маленькому ребенку), который может просто щелкнуть кнопкой на пульте, не стоит смотреть на голую грудь Дейнерис Таргариен или же обдолбанного метом Джесси Пинкмана. С кабельным ТВ другая история: зрители платят за подписку на тот или иной канал, а поэтому сознают всю ответственность своего выбора. То есть если ты подписался на канал Cinemax (младший брат HBO), то понимаешь, что, помимо жесткого сериала «Банши» с матерщиной, здесь ночью крутят «взрослый» блок «Max After Dark», где можно увидеть софткор-порно. В итоге это простое разделение развязало руки телевизионщикам, породив целый мир так называемых «новых интеллектуальных сериалов».

Доходы

Другое различие между кабельным и эфирным телевидением, которое тоже влияет на форму и содержание сериалов, — бизнес-модель. Эфирный сигнал транслируется бесплатно. Однако контент, закупаемый телеканалами для трансляции у киностудий, стоит больших денег. Выход один: побольше рекламы. И чем престижнее тот или иной канал, тем, очевидно, дороже реклама. Вы удивитесь, но в 2007 году купить 30-секундный рекламный слот во время эпизода «Анатомии страсти» стоило немногим меньше полумиллиона долларов. В результате реклама повлияла даже на хронометраж: так называемая «часовая» серия обычно длится минут 45, а оставшиеся 15 — отведены под рекламу.

На кабельном ТВ все иначе. Те каналы, которые позволяют себе тратить сумасшедшие деньги на «оригинальный контент» (на наши с вами любимые сериалы) относят к классу «премиум» — это тот же HBO, Showtime или Starz. На этих каналах реклама не продается: они зарабатывают исключительно на своих подписчиках, которые платят за месячную или годовую подписку. И надо отметить, что эта модель практически победила эфирную: количество подписчиков можно увеличить разными способами, тогда как количество рекламы ограничено временем и чревато оттоком зрителей. Цифры для сравнения: в 2005 году HBO собрал $2,9 млрд, что оказалось больше, чем у канала FOX, одного из лидеров эфирного вещания ($2,6 млрд на показах рекламы).

Аудитория

Из бизнес-моделей вытекает следующее различие: как каналы работают со своей аудиторией. На эфирных частотах больше распространены ситкомы вроде «Теории большого взрыва» или процедуралы в духе знаменитого «Закона и порядка» — в принципе, их можно смотреть хоть с любой серии. Это связанно с планированием сетки эфирного вещания: ее стараются программировать так, чтобы привлекать ту или иную зрительскую аудиторию в определенное время. Ну, скажем, мужчин заманивают на новую серию «Закона и порядка» в пятницу вечером — это помогает точнее таргетировать рекламу.

На кабельном ТВ изначально стараются четко представить себе своего зрителя и заполнить эфир для него целиком. Очевидно, что целевая аудитория «новых сериалов» примерно одна — так называемая группа «18-49» — и поэтому каждый канал вносит в свою сетку определенные штрихи, формирует узнаваемый зрителем стиль. Скажем, канал AMC (в расшифровке — «American Movie Classics») с 1984 по 2002 год в основном оправдывал свое название и транслировал классические фильмы, вышедшие до 1950-х годов. Затем, взяв лозунг «Story Matters Here», на AMC стали заказывать свой контент. И в оригинальных сериалах этого канала можно отчетливо различить их преданность прошлому: «Безумцы», «Ад на колесах», новые шоу «Остановись и гори» и «Агент» — все так или иначе переосмысливают американскую историю.

Ну, и новомодные вертикальные сериалы (когда сюжет развивается последовательно, из эпизода в эпизод — как в «Во все тяжкие», например) берут свое начало именно с кабельного телевидения, которому важнее удержать подписчика, нежели раз в неделю впихнуть ему побольше рекламы.

Сериальный Голливуд

oKino.ua неоднократно писало о тенденции «из большого кино — в сериалы», причем такой трансфер случается и с режиссерами, и с актерами. Дэвид Финчер и его «Карточный домик», МакКонахи и Харрельсон в «Настоящем детективе», «Подпольная империя» Мартина Скорсезе и так далее. Все это сериальное разнообразие стало возможным, благодаря творческой свободе, которая воцарилась на кабельном ТВ. Сценаристов не ограничивают в темах и образах героев (благодаря этому мы наблюдаем целый ряд ярких антигероев — от Декстера до Уолтера Уайта), а известным актерам гораздо проще подписать контракт на небольшой сезон какого-нибудь сериала для кабельного ТВ, чем годами проходить мясорубку в ситкоме для эфирного канала.

Допустим, Мэттью МакКонахи в «Настоящем детективе» (HBO) сыграл едва ли не лучшую роль за всю свою карьеру. У него был лояльный контракт (всего лишь восемь эпизодов, съемки — буквально несколько месяцев) и невероятно сильный персонаж (принесший МакКонахи в 2014 году небывалую популярность). А теперь вспомните знаменитые скандалы вокруг Чарли Шина, игравшего в ситкоме «2,5 человека» (выходит на эфирном канале CBS). Многолетние съемки просто вымотали этого парня, и он свихнулся. Да и сериал великим не стал.

Что у нас?

В Украине такое масштабное противостояние кабельного и эфирного ТВ сейчас и в ближайшие годы невозможно по многим причинам. Но есть надежда, что наши телевизионщики насмотрятся хороших сериалов HBO, Showtime, AMC, FX и многих других, чтобы начать делать нечто подобное у нас. Пока что есть только российская компания Good Story Media, которая произвела на свет два лучших русскоязычных сериала года — «Физрук» и «Сладкая жизнь» (и об одном, и о другом мы писали отдельно). Нельзя не вспомнить и «Оттепель» Валерия Тодоровского. В общем, у нас есть все предпосылки: можно учиться на зарубежных сериалах и бизнес-моделях кабельных каналов — все открыто и доступно. И есть надежда, что в ближайшие годы сериальная лихорадка доберется и до Украины.